Каковы перспективы у проекта по строительству трубопровода в обход Чечни?
Конечно, такой трубопровод необходим, потому что проблемы в Чечне завтра не закончатся, а обходные маршруты иметь нужно. Что касается потенциальных инвесторов, то ими могут быть только сами нефтяные компании. И преимущественно те, кто имеет интересы этом регионе. Это "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть". Никаких сторонних инвестиций быть не может. Вполне вероятно, что государство вложит в этот проект те деньги, которые первоначально собирало на строительство Балтийской трубопроводной системы.
Экономическая целесообразность строительства этого нефтепровода пока, на мой взгляд, отсутствует. Чтобы проект окупился, нужно обеспечить значительный объем прокачки по этому маршруту.
Пока не ясно, где возьмется необходимый объем нефти. Существуют политические вопросы. Первый - избежать шантажа Чечни по вопросу транспортировки азербайджанской нефти. Однако, если удастся покончить с боевиками и восстановить конституционный порядок на территории Чечни, можно будет использовать чеченский маршрут, а значит, дагестанский будет не нужен. Если же ситуация с террористами останется неизменной, то, на мой взгляд, потери от взрывов на нефтепроводе в Дагестане могут превзойти потери на чеченском участке нефтепровода. Вторая проблема - обеспечить альтернативу транспортировки каспийской нефти по маршруту "Баку Джейхан ". Но и здесь, на мой взгляд, суще ствуют более быстрые, дешевые и эффективные способы сделать это. Инвесторами этого проекта могут стать компании, участвующие в добыче нефти в Азербайджане и заинтересованные в ее транспортировке.
Сергей Генералов
Потенциальные инвесторы проекта это компании, которые разрабатывают месторождения в этом регионе. Прежде всего можно назвать "ЛУКОЙЛ". Пока противоречивы слухи о том, что сюда вложат деньги, собранные для БТС. Хотя на самом деле прибыльность этого проекта будет целиком зависеть от объема нефти, который будет через него прокачиваться. Есть точка зрения, что для этого необходимо около 50 - 60 млн т нефти в год. Пока что такие объемы нефти не ожидаются. И вообще, в последнее время несколько упал интерес к каспийскому региону, добываемые там объемы достаточно невелики.
Евгений Соцков
Существуют большие опасения, что азербайджанская сторона не согласится рисковать своими объемами нефти ради трубопровода, который все равно проходит слишком близко от Чечни. Ведь с ним могут быть проблемы и в Дагестане. Хотя, если удастся договориться с азербайджанцами о гарантированных объемах прокачки, это будет очень позитивным моментом для российской стороны. Ко всему прочему это еще даст рычаг при переговорах по новым месторождениям.
Конкурирующий проект трубопровода "Баку - Джейхан "тоже довольно рискован. Но там у американской стороны больше денег субсидировать эти риски. Российский же проект может рассчитывать на вложения любых компаний, работающих в Азербайджане.
Дмитрий Авдеев
,
Стивен Дашевский
Главное, чтобы при строительстве трубы в обход Чечни не были ущемлены ничьи интересы, чтобы от этого не пострадали те пользователи нефтепроводов "Траснефти", которые не хотят участвовать в финансировании ее строительства. Достаточно вспомнить недавнюю историю с БТС, когда всех заставили платить инвестиционную составляющую на ее строительство. Существует вероятность превращения финансирования нефтепровода в обход Чечни в новый "инвестиционный налог "на нефтяников, особенно учитывая высокую политическую значимость проекта и большую заинтересованность влиятельных сил в его реализации. Причем в этот раз правительство и "Транснефть" уже не будут действовать так неуклюже, как в случае с БТС.