Овсянка, синьор!
Угадайте, какую одежду и обувь носит деловая элита, например, в Милане? Думаете, от Armani, Versace и Gucci? Ошибаетесь: самые известные здесь брэнды Burberry, Barbour и Church. Никогда не слышали о таких? Не удивительно. Единственное место, где эти имена у всех на слуху, - лондонский Сити.
Если политическая элита Великобритании в Уайтхолле и Вестминстере тяготеет к Gucci и Armani, то для банкиров Ломбардии, например, всегда был привлекателен "английский стиль", stile inglese.
Картина прямо-таки парадоксальная. Милан сегодня считается центром высокой моды, лавры которого он не так уж давно перехватил у Парижа. Италия в настоящее время - крупнейший в мире экспортер обуви, в том числе поставщик "туманного Альбиона". В 1998 г. итальянские фирмы экспортировали в Великобританию обуви на 995 млрд лир ($520 млн), включая такие эксклюзивные брэнды, как Gucci, Ferragamo и Prada.
И тем не менее... "Итальянцы делают сами отличные туфли, но носить они хотят английские", говорит автор книги "Англичане" Беппе Севернини, корреспондент журнала The Economist и, по собственному признанию, ярый англофил.
Эта тенденция настолько сильна, что ее признают и сами итальянские обувщики, причем самым недвусмысленным образом. Владельцам престижных брэндов Tod's и Prada, например, принадлежат соответственно 7,76% и 8,5% акций британской обувной фирмы Church.
Проявляет интерес к покупке пакета акций Church и HdP, которой принадлежит знаменитый брэнд Valentino.
Пристрастие итальянцев ко всему английскому Севернини объясняет просто - качество и классический стиль. Английская обувь для многих итальянцев ассоциируется с романтическими представлениями о "туманном Альбионе". Каждое лето толпы состоятельных иностранцев отравляются в Шотландию порыбачить на озерах или поиграть в гольф на зеленых полях, а попутно отовариться в пассаже "Берлингтон" или на Джермин-стрит в Лондоне.
В Риме есть одно престижное заведение, где посетителей - экспансивных, жестикулирующих итальянцев - не узнать.
С непроницаемыми лицами, нехотя роняя слова, они чинно прихлебывают из синих веджвудских чашек чай (правда, без молока).
Заведение, известное как "чайные гостиные Бадминтон", было основано для соотечественников двумя английскими старыми девами - сестрами Бадминтон - еще в 1896 г., и с тех пор оно никогда не испытывало недостатка в клиентах. Можно побиться об заклад, что каждая третья встреченная ранним утром в Милане или Риме собака на поводке окажется популярным в Англии лабрадором или джек-рассел-терьером, купленным здесь, в Италии, за сумасшедшие деньги.
Однако stile inglese итальянцев и "чисто английский" стиль - это не одно и то же. Бизнесмен из Милана, приехавший в Англию на переговоры с банкиром из Сити о кредите для своей фирмы, может заявиться в офис банка в элегантной рыбацкой штормовке (английской, конечно, от Barbour), а приглашенный тем же банкиром провести воскресенье в загородном доме в Сассексе, он приедет туда в строгом сером костюме, белой сорочке и при галстуке. Разумеется, никто из хозяев и словом не обмолвится об оплошности гостя.
Правда, в удовольствии прокомментировать такой ляпсус англичане себе подчас не отказывают, особенно когда дело касается бизнеса. Молодой итальянский служащий, принятый в один из банков Сити, в первый день пришел на работу в дорогих коричневых туфлях от Church. "На охоту сегодня собираетесь? " - язвительно поинтересовался менеджер. Ошибку молодого банковского служащего можно понять, если знать, что итальянцы надевают черную обувь только на свадьбы и на похороны.
Прожив, однако, некоторое время в Англии, итальянцы таких ошибок уже никогда не делают и одеваются всегда "к месту". Пожалуй, иногда даже слишком к месту.
Миланский корреспондент The Economist и его земляк итальянский футболист Джанлука Виалли, играющий ныне за английский клуб "Челси", были както приглашены на ежегодный парадный обед в редакцию журнала в Лондоне. Так вот, два итальянца были единственными, кто был дет соответственно случаю: Севернини - в деловой серый костюм, а Виалли - в классический темно-синий в тонкую полоску.
"Итальянцы здесь никогда не смогут походить на англичан, как бы ни ни старались, - говорит один итальянский банкир, работающий в Сити, и объясняет: - Слишком хорошо одеваются". (FT)