"УралАЗ" лишился поставщика


АО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" (ЧКПЗ) прекратил поставки комплектующих на АО "УралАЗ", ввиду чего возникла угроза остановки конвейера этого крупного автозавода. За "УралАЗ", у которого может сорваться выполнение крупного заказа Минобороны России, на днях заступился челябинский губернатор Петр Сумин. По его просьбе территориальное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП) включило ЧКПЗ в список предприятий с признаками монополистов и намерено контролировать ценовую политику этого завода.

В Челябинской области очередной производственный скандал.

На ЧКПЗ категорически отказались комментировать ситуацию, пообещав подробно изложить свою позицию в понедельник. "Мы не хотим строить свои комментарии на эмоциях, как это делают на "УралАЗе", - объяснил "Ведомостям" представитель заводского руководства. Менеджеры "УралАЗа" гораздо более откровенны. Заместитель внешнего управляющего Игорь Войнов рассказал "Ведомостям" об истории конфликта.

В сентябре "УралАЗ" пообещал ЧКПЗ довести долю "живых" денег в своих расчетах с нынешних 65% до 100%. Реакция оказалась неожиданной: поставщики потребовали от "УралАЗа" еще и согласиться на трехкратное увеличение закупочных цен. Автозаводцы, обидевшись на черную неблагодарность, отказались. В ответ ЧКПЗ на прошлой неделе прекратил отгрузку на "УралАЗ" своей продукции - поковок и штамповок. В результате остановился агрегатный цех "УралАЗа". Главный конвейер пока работает на складских запасах, а менеджеры завода уже разъехались по предприятиям Челябинской и соседних областей, чтобы срочно найти альтернативных поставщиков.

"УралАЗ" - гигантский завод тяжелых грузовиков-внедорожников "Урал", созданный 55 лет назад и в лучшие времена выпускавший до 32 000 машин в год. В середине 90-х завод растерял былое могущество, оброс многочисленными "серыми" дилерами, его кредиторская задолженность увеличилась до 3,5 млрд руб. с учетом пеней и штрафов. В сентябре 1998 г. на заводе введено внешнее управление (недавно его продлили еще на год). Команда внешнего управляющего Валерия Панова начала внушительно. Помогли экспортные контракты, были выиграны тендеры на поставку машин нефтяникам и газовикам (в частности," Сургутнефтегазу"), оживились госзаказы Минобороны. Уже через два месяца объем производства вырос вчетверо (с 87 до 400 машин в месяц). В октябре нынешнего года его планируют довести до 505 машин, что соответствует безубыточному уровню. Задолженность кредиторам первой очереди погашена, сейчас закрываются долги по зарплате. Завод активно экспортирует продукцию: в сентябре 313 "Уралов" будет отгружено по контракту в одну из стран Северной Африки. "Это лучший показатель экспорта за всю историю завода", - говорит Войнов. Естественно, терять поставщика на пике роста вдвойне обидно.

На "УралАЗе" выдвигают весьма интересную версию "жадности" ЧКПЗ, заломившего тройную цену. По мнению начальника производственно-диспетчерского управления Александра Ионова, виной всему - бывший гендиректор ЧКПЗ, а ныне депутат Госдумы Валерий Гартунг. Как следует из отчета ЧКПЗ за последний квартал 1998 г., Гартунг является крупнейшим акционером завода, владея 23,3% акций (добавим, что совет директоров ЧКПЗ возглавляет его брат Владимир). Представители "УралАЗа" заявляют, что могли бы мирно договориться с номинальным руководством завода - гендиректором Юрием Ивиным - но с предвыборными амбициями Гартунга, реально определяющего политику ЧКПЗ, ничего поделать не могут.

"УралАЗ" не стал переносить конфликт в арбитраж, а начал действовать через местную власть. Заводчане отправили письмо губернатору области Сумину, в котором напоминали, что ситуация грозит срывом заказа Минобороны на 150 машин. Тот уже на следующий день отреагировал письмом в территориальный МАП.

Несговорчивый поставщик попал в незавидную ситуацию. И не только оттого, что местный МАП взял ЧКПЗ на карандаш. До сих пор "УралАЗ" потреблял около 60% продукции ЧКПЗ. Непонятно, кем можно быстро заменить столь крупного потребителя. На "УралАЗе" надеются, что смежники вскоре это поймут и найдут возможность помириться.