Банки вернулись в Европу
Проектное финансирование всегда ассоциировалось с развивающимися рынками. Западные банки с готовностью шли на финансирование строительства электростанций, заводов, дорог, других объектов инфраструктуры в бывшем Советском Союзе, Латинской Америке, Азии и на Ближнем Востоке.
Привлекательность проектов объяснялась просто. Банки получали солидную прибыль, когда кредиты начинали погашаться из доходов по этим проектам.
Однако финансовый и экономический кризис в России и Юго-Восточной Азии свели деятельность в этой области к необходимости рефинансирования и реструктуризации существующих проектов. Инвестиции в новые проекты резко сократились.
"В области финансирования новых проектов в Азии и России сейчас мало что происходит.
Практически каждый банк, работающий в Азии, сокращает людей, занимавшихся проектным финансированием", - говорит Джеффри Спенс, руководитель отдела проектного финансирования стран Европы, Ближнего Востока и Африки в Deutsche Bank.
Однако, сколь бы удивительным это ни показалось, место развивающихся стран заняли страны промышленно развитые - государства Западной Европы, США и Австралия. Доля Западной Европы на мировом рынке проектного финансирования в настоящее время составляет одну треть. "В Европе реализуется очень много новых проектов", подтверждает Тони Поултер, руководитель отдела проектного финансирования и приватизации компании PricewaterhouseCoopers.
Введение единой европейской валюты, жесткие требования по ограничению бюджетного дефицита и либерализация энергетического сектора привели к ограничению возможностей государственных структур расходовать средства на инфраструктурные проекты. Поэтому правительства вынуждены привлекать частный капитал, что открывает дорогу проектному финансированию.
Сегодня европейские регулирующие органы требуют от крупных энергопроизводителей продать часть производственных мощностей, и для финансирования покупки компании зачастую прибегают именно к такому способу привлечения капитала. Примером может служить продажа британской компанией National Power американскому энергопроизводителю AES крупнейшей в Западной Европе угольной тепловой электростанции Drax за 1,87 млрд фунтов стерлингов ($3,05 млрд). По этому же пути могут пойти и компании, которые пожелают купить 15% мощностей крупнейшей в Италии государственной электрической компании Enel, частичная приватизация которой запланирована на следующий месяц.
По словам Спенса, финансирование под конкретные проекты предполагает более долгосрочные инвестиции и возможность получения более высокой прибыли. Поскольку страны члены Европейского валютного союза обязаны проводить жесткую бюджетную политику, эта схема особенно актуальна для государств, имеющих большой объем государственного долга, таких как Италия, Испания и Португалия.
Одной из крупнейших в Европе сделок по проектному финансированию объектов инфраструктуры стало привлечение в этом году португальским консорциумом 1,3 млрд евро ($1,37 млрд) для строительства 170 км платного шоссе. Подобный проект готовится к реализации и в Испании, где планируется построить городскую железную дорогу в Барселоне.
"У правительства нет денег на эти проекты. В тоже время европейские политики и государственные служащие начинают осознавать, что у частного финансирования есть свои преимущества", - считает Спенс. (FT)