Воздушный бой гигантов
Председатель правления Boeing Фил Кондит сообщил о планах компании начать разработку более крупного авиалайнера модели 747. Таким образом, начат новый этап соперничества Boeing с консорциумом Airbus Industrie, ее основным конкурентом на этом рынке.
По мнению Кондита, Airbus в свою очередь продолжит работу над новым гигантом A-3XX, который уже предлагается ведущим авиакомпаниям. Для осуществления этого проекта Airbus ведет переговоры с правительствами европейских стран о вспомогательном кредитовании.
Фил Кондит впервые выразил уверенность в продолжении дорогостоящих проектов обеих компаний. До сих пор оценка ими перспектив спроса на рынке авиалайнеров резко различалась.
В своем интервью корреспонденту The Wall Street Journal Кондит заявил, что новая версия Boeing 747 будет разработана "в течение следующих двух лет", т. е. авиалайнер выйдет на рынок на год или два раньше первого A-3XX конкурирующей компании.
Отказываясь называть стоимость нового лайнера, представители Boeing все же говорят, что она составит лишь часть от стоимости A-3XX.
Цена существующих 400-местных Boeing 747 достигает $197 млн.Airbus рассчитывает продавать свои A-3XX по $200 млн каждый.
На этой неделе Airbus Industrie планирует принять два заказа на новые авиалайнеры, среди которых - новая модель 100-местного самолета. Общая сумма заказов составит порядка $3,1 млрд.
Как сообщил представитель Airbus, сегодня должен быть объявлен более крупный из двух заказов, поступивший от совместного предприятия по аренде авиалайнеров GATX Flightlease Management. Компания закупит около 40 самолетов на общую сумму $2,1 млрд, в том числе примерно 15 новых 100-местных лайнеров A-318. Кроме того, сюда войдут около 20 представителей семейства малых самолетов Airbus и как минимум пять более крупных двухмоторных A-330.
Во второй заказ, объявление которого ожидается к концу недели, войдут 25 авиалайнеров для America West Airlines, причем львиную долю этого заказа на сумму $1 млрд составят самолеты A-318.
При условии что оба производителя запустят свои новые проекты, ближайшие несколько лет ознаменуют жесткую борьбу за реализацию авиалайнеров типа "суперджамбо". Для обеих компаний этот процесс связан с определенным риском.
Airbus может пострадать в финансовом плане, если не сможет продать достаточное число самолетов, чтобы окупить более $10 млрд затрат на их разработку.Boeing же в случае успеха Airbus рискует потерять доминирующее положение на высокоприбыльном рынке.
На сегодняшний день самолеты Boeing 747-400, вмещающие около 400 пассажиров в трех салонах, являются самыми крупными из выпускаемых обеими компаниями.
Представители Airbus, включая управляющего директора европейского консорциума Ноэля Форжера, уверены, что новый авиалайнер A-3XX будет пользоваться даже большим спросом, чем существующие модели меньших размеров. Этот двухпалубный лайнер, вмещающий, в зависимости от модификации, от 555 до 655 пассажиров, уже в следующем году должен быть выставлен на продажу. Если будет собрано достаточное количество заказов, то первые поставки начнутся в 2005 г., о чем заявил вицепрезидент Airbus Филип Джэри.
Ранее на основе проведенных исследований Boeing сделала вывод о том, что недостаточность спроса не позволит окупить затраты на разработку нового суперлайнера.
Теперь же, по словам Фила Кондита, ситуация изменилась, и компания решила заняться разработкой модели 747-X "Stretch", которая будет вмещать 500 пассажиров и летать на расстояния свыше 14 000 км. На такое же расстояние (к примеру, от Лос-Анджелеса до Сингапура) будут летать и перспективные лайнеры Airbus.
По мнению аналитиков, выпуск более крупной версии Boeing 747, способной летать на более дальние расстояния, может подорвать спрос на A-3XX. Однако, по словам Кондита, окончательное решение будет основываться на уровне спроса на уже существующие модели.
На трансатлантических маршрутах наблюдается тенденция, названная "фрагментацией": авиакомпании резко сокращают парк 747-х, предпочитая им крупные двухмоторные самолеты, такие как Boeing 767 и Airbus A-340, которые легче заправляются и могут делать больше рейсов. По мнению некоторых представителей Boeing, такой процесс будет продолжаться по мере созревания транстихоокеанского рынка.
По прогнозу Boeing, международные авиакомпании будут избегать узловых аэропортов, предпочитая прямые маршруты. На них будут использоваться крупные 300-местные самолеты типа двухмоторного Boeing 777 и четырехмоторного A-340.
По мнению Ноэля Форжера, несмотря на продолжение "фрагментации", спрос на сверхкрупные пассажирские и грузовые самолеты сохранится на маршрутах, проходящих между узловыми аэропортами, такими как Лондон или Гонконг. (WSJ)