Вайншток стал царем трубы


Это - КТК и терминал в латвийском порту Венспилс. "ЛУКОЙЛ" также лоббирует возведение терминала в Тимано-Печоре, откуда своими ледоколами собирается завозить нефть на "севера"и в Финляндию. Наконец, "свой"человек в "Транснефти" - это контроль за финансовыми потоками и получение преимуществ в экспорте. Теперь уже Семен Вайншток будет решать, куда потечет нефть: допустим, "ЛУКОЙЛа"в Германию за валюту, а Славнефти - в страны СНГ, где платят неисправно.

Президент "Транснефти"Дмитрий Савельев к премьеру пробиться не смог, а выйдя от главы аппарата правительства Дмитрия Козака, подавленно произнес: "Беззаконие, которое устроили Аксененко и Калюжный, продолжает развиваться. Если государство не проявит волю, данный опыт можно тиражировать на другие компании".

Николай Аксененко, обвиненный в самоуправстве, держался, напротив, уверенно. О желании Савельева объясниться с премьер-министром он отозвался небрежно: "Я, может быть, хочу встретиться с Папой Римским, ну и что? "А на вопрос "Ведомостей", почему он снял Савельева за спиной Путина, не дожидаясь возвращения премьера из Новой Зеландии, сказал: "У меня было право - я исполнял обязанности премьера. Тем более что я курирую ТЭК". Однако, как показали дальнейшие события, уверенность первого вице-премьера была напускной. Ближе к вечеру он поехал в Кремль искать поддержки.

Хронология конфликта вокруг "Транснефти"такова. 6 сентября Калюжный положил Путину на стол служебную записку с предложением "усилить роль государства в компании"и отстранить от работы Савельева. Премьер оставил записку без последствий и улетел в Окленд. За четыре дня его отсутствия Аксененко решил участь Савельева.

С этого момента события вошли в активную фазу. На борт самолета, которым Путин возвращался в Москву, ему сообщили о происшедшем. Во Внуково его встречал Аксененко, но "казус Савельева"они не стали обсуждать.

Тем не менее премьер через свой секретариат дал понять, что решение было "спешным и опрометчивым". Пока премьер в Белом доме разбирался с обстановкой в Дагестане и Москве, Аксененко позвонил из Ханты-Мансийска замминистра внутренних дел Латышеву и потребовал выдворить из "Транснефти"Савельева. Два штурма ОМОНом здания компании вечером 15 сентября к искомому результату не привели: Савельев не сдал свой "окоп". Путин узнал о случившемся ближе к полуночи.

Премьер связался с замминистра МВД Соловьевым и потребовал дать отбой подчиненным милиционерам. Однако вчера утром уже по команде вернувшегося Рушайло "Транснефть"все-таки взяли.

Нешуточный бой за "трубу"Аксененко и Калюжный объясняли необходимостью укрепить управление компании. Знатоки говорят, что истинные мотивы заключаются в том, что Аксененко и Калюжный действовали прежде всего в интересах "ЛУКОЙЛа"и "Сибнефти". Савельев пробил постановление правительства о строительстве Балтийской трубопроводной системы. Но БТС является альтернативой ряду проектов "ЛУКОЙЛа".

Встают, однако, и другие вопросы. Почему Аксененко и Калюжный пренебрегли мнением Путина? Более того, Аксененко давал указание силовикам, которые напрямую подчиняются только президенту, а координирует их работу исключительно премьер. Очевидно, что даже ва-банк играют, полагаясь на что-то. По информации "Ведомостей", Аксененко вдохновлял на подвиги небезызвестный хозяин "Сибнефти"Роман Абрамович. Но Абрамович все-таки не центр силы.

В Белом доме утверждают, что Аксененко поддержал глава администрации президента Александр Волошин. Вчера он приезжал к Путину, но, избегая лобового столкновения, собеседники обошли стороной конфликт в "Транснефти".

Означает ли это, что премьер умыл руки, не желая ссориться с Кремлем? Приближенные к нему люди утверждают, что ет. "Транснефть" - это лакмусовая бумажка, которая выявит, действительно ли Борис Ельцин дал Путину картбланш как преемнику, или он возвращается к системе сдержек и противовесов. Вчера же вечером нам удалось узнать, что Путин готов идти до конца и передать президенту на подпись указ об отставке Аксененко. Первый вице-премьер вчера вечером побывал в Кремле и, говорят, обращался к местным представителям из группы поддержки: "Но я же делал все, как вы говорили... " Татьяна Лысова Олег Черницкий Ведомости Вчера в семь часов утра отряды ОМОНа взломали двери компании "Транснефть", которая занимается транспортировкой всей российской нефти. Это позволило войти в здание Семену Вайнштоку, назначенному в понедельник на должность президента компании решением министра топлива и энергетики Виктора Калюжного.

"С помощью спецсредств были вскрыты входные двери и кабинет первого вице-президента компании, в котором разместились прибывшие вместе с милицией заместитель министра топлива и энергетики Владимир Станев и Семен Вайншток. Последний попытался взять на себя руководство компанией, однако правление в полном составе отказалось выполнять его указания", так описали события утра вчерашнего дня члены правления "Транснефти"в своем открытом письме к премьеру Владимиру Путину и председателю Госдумы Геннадию Селезневу.

Правление, которое считает смещение Дмитрия Савельева с поста президента компании "противоправным", попросило руководителей государства "срочно вмешаться и принять меры по прекращению произвола, творимого по приказу первого вице-премьера Николая Аксененко и министра топлива и энергетики Виктора Калюжного".

Дмитрий Савельев вчера в "Транснефти"не появлялся. Он почти целый день провел в Белом доме, ожидая приема у Владимира Путина.

Один из помощников Савельева заявил "Ведомостям", что, повидимому, отстранение его шефа от должности можно считать свершившимся фактом. Между тем отставной президент заявил, что уже оспорил решение Калюжного и Аксененко в суде.

Семен Вайншток также провел вечером пресс-конференцию, на которой объявил, что Путин уже дал ему первое поручение. "На заседании правительства премьер дал задание Виктору Калюжному ускорить строительство нефтепровода в обход Чечни по территории Дагестана, и это поручение мне было передано. По телефону", сказал Вайншток. Новый президент "Транснефти"отказался комментировать детали этого проекта и источники финансирования.

"Пока рано об этом говорить", сказал он. Вайншток категорически опроверг свою причастность к силовому захвату здания компании, заявив, что не знает, "кто вызвал милицию".

Вчера вечером президент "Транснефти"Семен Вайншток встретился с корреспондентом "Ведомостей"и рассказал о впечатлениях дня.

- Как вы относитесь к шуму, который поднялся вокруг вашего назначения? - Индифферентно. Мне это, по большому счету, не мешает.

- Утром милиция штурмом взяла здание. Вам это не мешает? - Здесь действительно много милиции, но я ее не вызывал.

- Как прошел ваш первый рабочий день? - Достаточно эффективного рабочего дня не произошло.

Члены правления отказались собраться по моему приглашению. Я знакомился с документами, приказов не подписывал.

- Как вы будете строить отношения с правлением? - У нас будут чисто производственные отношения. Я могу с кем-то пить чай или не пить чай, но только после работы, а в рабочее время все должны работать.

- Какова ваша главная задача? Улучшение финансового положения компании.