Philips не торопится с реструктуризацией
Philips Electronics добилась того, что в 2000 г. именно ее лампочки будут украшать "новогодний шар", знаменитый огненный символ новогодней церемонии на Тайм-Сквэр в Нью-Йорке. Однако похоже, что приверженность компании "футуризму"этим и ограничивается.Royal Philips Electronics продолжает оставаться традиционным, а по нынешним временам - несколько старомодным, сильно диверсифицированным производителем.
Спектр товаров, выпускаемых компанией, занимающей третье место в мире в секторе бытовой электроники, практически не ограничен.Philips производит все - от тостеров до телевизоров, от программного обеспечения до микропроцессоров, от электрических зубных щеток до систем управления дорожным движением. Одних скороварок для приготовления риса в ассортименте компании - 13 штук. И это в то время, когда даже американские классики корпоративной политики давно сужают фокус, концентрируя все свои усилия на коренных направлениях бизнеса.
Характерна ситуация с рабочей силой. В концерне работает 234 000 человек, что на 59 000 больше, чем в компании Sony, доходы которой на 44% выше.
Гигантомания Philips бьет по карману как самой компании, так и ее инвесторов. В прошлом году при доходе $33,9 млрд прибыль компании составила всего $602 млн, т. е. менее половины от прибыли за предыдущий год.
Роберт Лайон, президент чикагской корпорации по управлению фондами Institutional Capital, которой принадлежит 1,4% акций Philips, считает, что в первую очередь компании следует выделить в самостоятельную структуру предприятие по выпуску полупроводников, которое оценивается в $20 млрд. По словам бывшего председателя попечительского совета Philips Виссе Деккера, вопрос о реструктуризации компании поднимался много раз. Основным доводом совета против такой идеи было то, что, разделившись, Philips потеряет свое влияние на мировых рынках.
Действительно, надо отдать должное Philips как силе, уважаемой на глобальном рынке. Ведь именно эта компания первой выпустила видеомагнитофон и компакт-диск. По технической оснащенности с ней не сможет тягаться ни одна европейская компания. А генерального директора Philips Кора Бонстру знают как опытнейшего маркетолога.
Бичом компании был показатель прибыльности капитала, составлявший всего 5,2%, что не дотягивало до среднего показателя по отрасли. И все же проблемы акционеров оставались за дверями правления Philips. Андре Лейсен, который 16 лет входил в состав правления Philips, говорит, что ни разу не видел в глаза ни одного акционера. "Ни один акционер не обладал достаточным пакетом, чтобы хоть как-то повлиять на управление компанией", - говорит Лейсен.
Нельзя сказать, что Бонстра не предпринимал никаких мер по реорганизации компании. За последние три года он продал или выделил в самостоятельные структуры порядка 40 подразделений, разделив компанию на восемь групп, которые он называет "кубиками". В частности, в прошлом году видеомузыкальная компания PolyGram была продана Seagram за $5 млрд. Кроме того, стремясь оживить корпоративную культуру компании, Бонстра перенес штаб-квартиру Philips из сонного провинциального городка Эйндховена в Амстердам.
По оценкам аналитиков, суммарная стоимость всех подразделений Philips в отдельности превышает на 50% рыночную стоимость компании в целом, которая составляет около 26 млрд евро ($26,77 млрд). Это происходит в основном из-за того, что отдельные направления деятельности Philips страдают от "принадлежности"к концерну.
Например, подразделение Philips по производству полупроводников хотя и является самым прибыльным, но тем не менее не может работать на полную мощность из-за проблем с конкурентами Philips, которые не хотят покупать полупроводники у компании, являющейся частью концерна.
Бонстра уже давно признает, что Philips необходимо закрыть 54 из 214 своих заводов, однако точные даты закрытия до сих пор не известны.
Так почему же Бонстра бездействует? В июне один из топ-менеджеров, ответственный за будущие технологии, был вынужден подать в отставку после того, как не смог убедить Бонстру в необходимости вывода на рынок игровой приставки, которая бы конкурировала с Sony Playstation. Кроме того, Бонстра отказался от объявления выгодной для Philips заявки на приобретение американского производителя оборудования для цифрового телевидения - General Instruments. В результате эта компания досталась конкуренту - американскому телекоммуникационному гиганту Motorola. Все это заставляет аналитиков ставить под вопрос эффективность управления в Philips. (WSJ)