«Главное – не допустить падения сборов фильмов в два раза»
Президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова объясняет, почему кинотеатрам важно открыться не позднее июляКинотеатры в России закрыты уже второй месяц. Как быстро вернутся зрители в залы после окончания пандемии, что они будут смотреть, как удержать внимание публики на самоизоляции, рассказывает «Ведомостям» президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова.
– Выручки больше нет. Технически мы начали закрываться не в середине, а в конце марта, но еще в начале месяца было понятно, что люди стали меньше ходить в кино. Вирус подбил нас на взлете: первые два месяца 2020 г. сборы фильмов в нашей сети были на 40% выше, чем в тот же период прошлого года.
Первой на угрозу, связанную с распространением коронавируса, отреагировала семейная аудитория. Затем в пике ушла вся Москва, за ней и регионы. А 17 марта произошла «гречневая революция», власти ввели ограничения на продажи билетов в кино – не более 50 на один сеанс. После этого мы еще больше недели делали вид, что работаем, показываем кино. Хотя на самом деле сотрудников в кинотеатрах уже было больше, чем зрителей.
Продолжать работу в таком режиме было экономически бессмысленно. У кинотеатров есть стоимость запуска сеанса – это 12 000–15 000 руб. на зал. И 50 проданных билетов эту сумму никак не покрывают. Так что уже тогда мы готовы были закрывать кинотеатры, но нам были нужны юридические основания.
– Нам необходимы были юридические основания, чтобы закрыть площадку и не платить арендную плату и штрафы за такое закрытие, ведь подавляющее большинство кинотеатров «Каро» располагаются не в собственных зданиях, а на арендованных площадях. В качестве юридических оснований остановки работы кинотеатров нам нужны были четкие рекомендации, указания властей о запрете на осуществление деятельности/введении чрезвычайной ситуации или признание ситуации форс-мажорной. Первые такие документы у нас появились только в 20-х числах марта. Потом они были скорректированы, что наконец позволило нам закрыться. Минкультуры и Минэкономразвития нам очень помогли с этими документами.
– Со всеми арендодателями у нас разные договоренности. Кто-то из них должен выплачивать кредиты, и длительная отсрочка арендной платы невозможна. У кого-то есть возможность подождать.
– Сотрудники официально отправлены в простой, они получают две трети средней заработной платы. Наша задача – сохранить весь состав. У нас в компании и так довольно сжатая структура, нет дублирующих людей и все сотрудники многофункциональные.
Мы все, конечно, сначала посидели поплакали. Но потом стали думать, что мы еще можем сделать в отсутствие текущей операционной деятельности, какие новые направления открыть. В итоге решили сосредоточиться на трех проектах.
Первое – это доставка попкорна и продукции кинобаров, которую мы запустили 10 апреля.
Второй проект – платформа для построения корпоративной культуры Learning Zone. Это приложение мы изначально создавали для внутренних нужд «Каро» – оно позволяет перевести в онлайн процессы по управлению персоналом.
Сейчас практически вся работа с сотрудниками у нас перенесена на эту платформу. Это дает очень хорошую оптимизацию расходов – благодаря переводу тренингов в онлайн отпала необходимость привозить сотрудников из разных регионов на обучение в Москву, что позволило нам сэкономить более 5 млн руб. в бюджете компании. Кроме того, мы на 80% сократили трудозатраты – при подсчете в часах, потраченных при наборе новых сотрудников и их введении в должность.
Также в приложение встроена система мотивации сотрудников через лайки, которые ставят руководители. Такие лайки можно обменять на приз. Но главное – мы видим, что повышается лояльность сотрудников, их вовлеченность, которая составляет порядка 90%.
ООО «Каро фильм менеджмент»
Сеть кинотеатров
Совладельцы: фонд UFG, РФПИ и американский бизнесмен Пол Хет.
Финансовые показатели (РСБУ, 2018 г.): выручка – 4,7 млрд руб., чистый убыток – 426,3 млн руб.
Основана в 1997 г. По данным «Невафильм Research» на 1 марта 2020 г. – четвертая по количеству залов киносеть в России (управляет 32 кинотеатрами с 246 кинозалами, доля рынка – 4,4%).
Когда мы посмотрели, как платформа работает в киносети, мы поняли, что это продукт, который можно выводить на рынок, в том числе зарубежный. Мы уже предложили его нашим партнерам. Планируем продавать Learning Zone как софт, а также зарабатывать на техобслуживании.
Третья история – онлайн-платформа в рамках проекта «Каро.Арт», мы запустили ее 21 апреля. До этого мы показывали авторское кино и проводили встречи с кинематографистами только в наших кинотеатрах. Мы планируем не только показывать в интернете фильмы, но и проводить встречи и организовывать мастер-классы.
Пока «Каро.Арт.Live» доступна для пользователей бесплатно (за исключением некоторых совместных показов с другими площадками), но мы рассчитываем, что у нас будут партнеры, рекламодатели, которые покроют часть затрат. Возможно, в дальнейшем какая-то часть контента станет платной. Подумаем об этом позднее.
– Конечно нет, это несопоставимые показатели. Но мы хотим поддерживать контакт с нашей лояльной аудиторией.
Дальше сокращать цифровое окно уже некуда
– Если бы «Спутник» перенесли на более поздние даты, ему нашлось бы и время, и сеансы в кинотеатрах. Думаю, что к выходу этого фильма в онлайне привели какие-то обстоятельства, скажем так, непреодолимой силы.
Позиция кинотеатрального сообщества: после того как закончится режим самоизоляции и мы откроем свои двери, мы по-прежнему будем занимать очень жесткую позицию по цифровым окнам. Во Франции этот срок составляет 90 дней, в США – 84 дня. Для российских картин этот срок сократился до четырех недель, и это очень мало, сокращать уже некуда.
Почему это так принципиально для кинотеатров? Потому что мы можем потерять зрителей. Ведь если фильм только идет в кинотеатре, но зритель уже видит рекламу, что премьера будет доступна через месяц в интернете, то в кинотеатр, получается, идти необязательно – можно немного подождать и посмотреть дома.
Между тем во всем мире – и Россия не исключение – кинотеатральный прокат приносит создателям львиную долю доходов. И если мы будем терять деньги, то и продюсеры тоже.
Ольга Зинякова
Во время карантина у онлайн-площадок горячее время, они набирают базу пользователей. И поэтому сейчас готовы платить большие деньги за контент. Но всегда столько они платить не смогут, для них это будет нежизнеспособная экономическая модель.
– Есть иностранная практика – снижение доли продюсеров в кинокассе. (Сейчас, как правило, кинотеатры получают 50% сборов фильма, еще 15% достается дистрибуторам, оставшиеся 35% получают создатели фильмов. – «Ведомости».)
Но лучше все-таки договориться заранее о каком-то конкретном цифровом окне. Думаю, вскоре кинотеатральное сообщество выступит с консолидированной позицией по этому вопросу.
Задача – вернуть зрителей в кинотеатры
– Пока мы находимся в свободном падении. Так что предсказать, сколько мы в итоге потеряем, крайне сложно. У нас есть два сценария: оптимистичный (кинотеатры открываются в июне) и пессимистичный (мы начнем работать только в сентябре).
Бизнес – это как организм. Если человек здоровый, крепкий, он почихает и выздоровеет. Если проблемы посерьезнее, то есть риски для жизни. Так сложилось, что у кинотеатрального бизнеса нет подушки безопасности, у нас низкая рентабельность. Мы пока чихаем и кашляем, но, думаю, месяц-два продержимся.
Если мы получим от государства ту поддержку, на которую можем претендовать как системообразующие предприятия (кинотеатры были внесены правительством в соответствующий перечень 24 апреля. – «Ведомости»), и откроемся в июне, то тогда, видимо, выйдем на цифры в прогнозе Минкультуры.
Главное – не допустить падения сборов в два раза, тогда кинотеатры этот кризис не переживут.
Так что в каком состоянии выйдут после окончания самоизоляции площадки «Каро» – пока большой вопрос. До этого кризиса все кинотеатры сети были прибыльны. Соответственно, вся киносеть «Каро» была рентабельна по EBITDA и в 2018 г., и в 2019 г. Наша задача как менеджмента, чтобы и после открытия все сохранившиеся площадки также были рентабельными.
– У нас есть некий рубеж – новый фильм Кристофера Нолана «Довод», премьера которого запланирована на середину июля. В этот момент, думаю, и будет понимание, что происходит с аудиторией. Либо люди, озверев от сидения дома, сразу побегут в кинотеатры, либо людям потребуется какое-то заметное время, чтобы вернуться к старым привычкам.
Китай, на который все мы смотрим сейчас, сначала открыл кинотеатры, а потом их быстро закрыл. Испугались второй волны заражений? Или у кинотеатров просто нет контента и эффективнее оставаться закрытыми? Пока не очень понятно.
В России тоже все будет зависеть от контента. Мы сильно зависим от мировых голливудских премьер, и студии продолжают их переносить с июня. Пока там осталось несколько больших картин. Что же – будем ставить в повторный прокат хиты прошлых лет, разрабатывать спецпрограммы. Задача – вернуть зрителей в кинотеатры.
Возможно, какие-то российские фильмы придут и встанут на лето. Тем более что после массового переноса голливудских премьер на осень и зиму все точно там не поместятся. Кто-то все равно будет выходить летом.
– У нас и Минкультуры задачи не разные, а одинаковые – вернуть как можно больше людей в кинотеатры. Достигнуть этого можно только максимально разнообразным и интересным репертуаром. Если взамен будут отстаиваться интересы отдельных российских картин и их продюсеров, мне сложно предсказать, сколько потеряет кинотеатральный бизнес.
– Такой риск действительно существует. И он связан не только с российскими релизами, но и с голливудскими. Съемки прекратились сейчас практически по всему миру. Но все-таки есть надежда, что этого не произойдет. И думать, что будет в 2021 г., пока рано. Это для нас очень далекая перспектива.