ВТБ снял залог с долей владельцев ГК Russ

Оператор наружной рекламы в июне 2024 года объединился с маркетплейсом Wildberries
Андрей Гордеев / Ведомости

С долей владельцев ООО «Стинн» (одно из основных юрлиц ГК Russ) было снято обременение, сказал «Ведомостям» учредитель «ВБ девелопмента» (100%) и совладелец Wildberries (1%) Владислав Бакальчук. Ранее доли учредителей этого юрлица – Григория Садояна (ему принадлежит 50% в ООО «Стинн»), ООО «Резерв-А» (30%) и АО «Олимпия» (20%) – находились в залоге у банка ВТБ, следует из данных ЕГРЮЛ. Но с 1 октября, как указано там же, залог с долей был снят, убедился корреспондент «Ведомостей».

В июне 2024 г. было объявлено об объединении крупнейшего в России OOH-оператора ГК Russ (занимается размещением наружной рекламы, рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспорта, внутри помещений и т. д.) и маркетплейса Wildberries. В июле Wildberries и ГК Russ зарегистрировали совместное предприятие (СП) – ООО «РВБ». В СП 65% принадлежит ООО «Вайлдберриз» (основное юрлицо маркетплейса), а 35% – ООО «Стинн». В том же месяце ООО «РВБ» стало единственным владельцем 27 юрлиц, которые ранее на 100% принадлежали ООО «Вайлдберриз» (основное юрлицо маркетплейса), также следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В августе все обязательства перед продавцами маркетплейса были также переданы ООО «РВБ». А в сентябре ФАС одобрила передачу ООО «РВБ» ряда рекламных компаний ООО «Стинн». 

В Wildberries переадресовали запрос в ГК Russ. Обременение являлось обеспечительной мерой со стороны банка на период роста компании, приобретения конкурентов и активной цифровизации инвентаря, заявили «Ведомостям» в ГК Russ: «Сейчас мы прошли пик расходов на капвложения и M&A-сделки в наружной рекламе».

В ВТБ от комментариев отказались. 

«Стинн» стал совладельцем группы Russ осенью 2019 г., выкупив у миноритариев (основателя Russ Outdoor Максима Ткачева и его партнеров,  основателя телеканала CTC Питера Герви и компании Marathon Outdoor Cooperatief) 48,6% зарегистрированной в Нидерландах компании Russ Out of Home B.V.,  на которую ранее был оформлен бизнес Russ. Сумма сделки официально не раскрывалась. А летом 2020 г. «Стинн» также приобрел 25% группы Russ у французской компании JCDecaux: сумма сделки, по данным JCDecaux, составила 2,56 млрд руб. В результате «Стинн» увеличил свою долю в Russ до 73,6%, оставшиеся 26,4% принадлежали ВТБ. Обе сделки «Стинн» профинансировал ВТБ, пояснял «Ведомостям» исполнительный директор ГК Russ Роберт Мирзоян. На текущий момент 99% ООО «Русс аутдор» принадлежат ООО «Стинн», а еще 1% – АО «Олимп». ВТБ выступал и кредитором самой группы Russ: в 2015 г., как писали СМИ, банк открыл ей кредитную линию на 10 млрд руб. Но на фоне пандемии кредит был реструктуризирован, также рассказал Мирзоян в интервью «Ведомостям». 

Сейчас ГК Russ управляет (по собственным данным) около 150 000 рекламных поверхностей различных форматов. В июле 2023 г. группа закрыла сделку по покупке второго по величине оператора наружной рекламы – Gallery. В октябре 2023 г. Russ закрыла сделку по покупке ГК «Постер» – четвертого по величине игрока в рекламном сегменте OOH (включает в себя наружную рекламу, а также рекламу на внешних и внутренних поверхностях транспорта и экранах внутри помещений). В 2023 г. доля ГК Russ в общей выручке операторов OOH составила 43%, следует из данных сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards.ru. OOH стал самым динамично растущим сегментом рекламного рынка в 2023 г.: он увеличился на 41% к 2022 г. до 67,1 млрд руб. (здесь и далее – за вычетом НДС), следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Весь российский рекламный рынок вырос за тот же период на 30% до 730,7 млрд руб., указано там же. 

Wildberries был основан в 2004 г. Татьяной Ким (ранее – Бакальчук) и ее мужем Владиславом Бакальчуком. Сейчас маркетплейс является крупнейшим в стране. По итогам 2023 г. доля Wildberries составила 30%, его ближайшего конкурента Ozon – 20%, оценивают в «Infoline-аналитике». Весь оборот интернет-торговли, по тем же данным, в 2023 г. составил 8,3 трлн руб.