Из названий школ инфобизнесменов могут исчезнуть слова «академия» и «университет»

Запрет включать их в наименования юрлиц без образовательной лицензии поддержали в Рособрнадзоре
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Рособрнадзор поддерживает предложение о запрете использовать в фирменных наименованиях юрлиц (название, под которым компания зарегистрирована в ЕГРЮЛе) образовательных учреждений без соответствующей лицензии слов «академия», «университет» и «институт», заявил замруководителя этого ведомства Евгений Семченко на заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в блогосфере, которое состоялось 21 марта в Госдуме. В состав этой группы входят зампредседателя Госдумы Петр Толстой («Единая Россия»), зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия») и др.

Предложение ввести такой запрет рабочая группа подготовила к тому же заседанию. Сейчас законодательство не ограничивает использование слов «академия», «университет» и «институт» в фирменном наименовании юрлиц учреждений без образовательной лицензии, указано в перечне инициатив этой группы.

Согласно ч. 4 ст. 1473 ГК, в фирменные наименования нельзя включать только полные или сокращенные названия иностранных государств, федеральных органов госвласти, общественных объединений и обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Рабочая группа, как отмечается в документе, предлагает дополнить именно эту законодательную норму и запретить использовать наименования образовательных учреждений компаниям, которые не имеют лицензии на образовательную деятельность от Рособрнадзора.

Отсутствием запрета на использование слов «академия», «университет» и «институт» в фирменном наименовании юрлица, как правило, пользуются недобросовестные инфобизнесмены, поясняется в перечне инициатив рабочей группы: «Чтобы сформировать образ официальной образовательной организации, привлечь доверчивых клиентов».

Рынок онлайн-школ инфобизнесменов на платформе Getcourse в 2023 г. вырос в 1,7 раза к 2022 г. до 158 млрд руб., следует из данных аналитического агентства Smart Ranking. В топ-30 онлайн-школ на этой площадке по размеру выручки входят в том числе «Академия успешного школьника», «Академия экспоненциального коучинга Михаила Саидова» и «Институт современной психологии Алии Булатовой». Оценку выручки всех этих компаний в Smart Ranking не раскрыли.

Запрет на включение слов «академия», «университет» и «институт» в фирменные наименования юрлиц онлайн-школ без образовательной лицензии вполне может стать основанием для Роспатента, чтобы отказать в регистрации товарного знака, содержащего такие же слова, считает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко: «В связи с тем что они вводят потребителей в заблуждение».

«Но предлагаемые законодательные изменения в случае их принятия затронут скорее заявки на регистрацию новых товарных знаков, а не уже зарегистрированные бренды», – предполагает юрист.

Запрет на включение в фирменное наименование указанных слов – позитивная инициатива, считает заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Лидия Малыгина.

Использованием таких слов в фирменных наименованиях юрлиц и названиях брендов злоупотребляют мошенники в сфере инфобизнеса, продолжает она: «Они поднимают авторитет сомнительной организации в глазах аудитории, но в конечном счете дискредитируют традиционные учреждения высшего и среднего образования».

Ограничения на использование в брендинге онлайн-школ недобросовестных инфобизнесменов слов «академия», «университет» и «институт», безусловно, лишит их конкурентного преимущества при маркетинговых коммуникациях, резюмирует директор по стратегии брендингового агентства Depot Фархад Кучкаров.