Фильм «Мастер и Маргарита» собрал больше 1 млрд рублей

Экранизация Булгакова стала первым российским «миллиардером» с рейтингом «18+»
Студия «АМЕДИА»
Студия «АМЕДИА»

Фильм «Мастер и Маргарита», вышедший на экраны 25 января, заработал более 1 млрд руб., следует из данных ЕАИС государственного Фонда кино на 19:35 мск 5 февраля. Таким образом, экранизация Булгакова стала первой российской картиной с возрастным рейтингом «18+», которая покорила миллиардную планку.

Технически рубеж в 1 млрд руб. в прокате ранее удалось преодолеть еще одной российской киноленте «18+» – историческому эпику 2016 г. «Викинг» (1,5 млрд руб. – здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино). Но этот фильм выходил в двух версиях – «18+» и «12+», и «взрослая» версия принесла, по данным Фонда кино, лишь половину кассы – 755,9 млн руб. Начиная с 2015 г. (дата запуска ЕАИС) более миллиарда в российском прокате собрали также еще девять зарубежных релизов «18+», из них самым кассовым остается кинокомикс «Джокер» (2019 г.). Его бокс-офис составил почти 1,9 млрд руб.

Шестую по счету экранизацию романа Булгакова (производство – «Марс Медиа», «Профит», «Амедиа») сняли режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор – команда рождественской сказки «Серебряные коньки» (2020 г., сборы – 481,4 млн руб.), которая стала первым российским фильмом в линейке Netflix Originals. Роль Мастера исполнил Евгений Цыганов, Маргариты – Юлия Снигирь, а Воланда сыграл звезда «Бесславных ублюдков» немецкий актер Аугуст Диль. Фильм «Мастер и Маргарита» на сегодняшний день – 25-й российский «миллиардер» и всего одиннадцатый из списка, который шел не в новогоднем прокате.

«Мастер и Маргарита» не имели массированной поддержки федеральных каналов, поэтому зрители узнали о выходе фильма прежде всего из трейлеров в кинотеатрах, рассказала «Ведомостям» гендиректор Wanta Group Мария Щербаль. Трейлеры как главный источник информации в первую неделю назвали 25% респондентов и лишь 8% указали на ТВ, отметила эксперт. Для сравнения, продолжает она, в случае таких релизов, как «Холоп 2» и «Бременские музыканты» (оба сняты при поддержке канала «Россия 1»), телеэфир отметили 31% и 34% соответственно, а трейлеры – 18% и 20% соответственно.

Существенную роль в информировании сыграли также рекомендации знакомых. 23% зрителей первой недели именно так узнали о релизе (в случае «Холопа 2» их было 22%; «Бременских музыкантов» – 20%), следует из данных исследования Wanta Group. При этом индекс «сарафанного радио» (рассчитывается из соотношения тех зрителей, кто готов рекомендовать, «нейтралов», а также «критиков» фильма) в первую неделю у «Мастера и Маргариты» был 39 пунктов, что ниже, чем у «Холопа 2» (48 пунктов) и «Бременских музыкантов» (51 пункт), указано там же. 80% респондентов назвали роман Булгакова главной причиной похода в кино, также указано в исследовании.

Узнаваемость бренда «Мастер и Маргарита» не гарантировала успех фильму и потенциальный зритель мог сомневаться, удастся ли «приручить» великий роман, рассуждает президент киносети «Каро» Ольга Зинякова. Однако эстетика рекламных материалов подняла ожидания на очень высокий уровень задолго до выхода фильма в прокат, отмечает она. В качестве факторов успеха Ольга Зинякова назвала идеальный каст на роль Мастера и Маргариты, а также смелое обращение с первоисточником: «То, что это адаптация, а не буквальная экранизация, помогло расширить аудиторию фильма».