В новый холдинг Союзного государства войдут две газеты, журнал и телеканал

Соответствующее постановление подписал Высший государственный совет Союзного государства
Вячеслав Прокофьев / ТАСС / Пресс-служба президента России
Вячеслав Прокофьев / ТАСС / Пресс-служба президента России

Россия и Белоруссия создали новую медиакомпанию Союзного государства. Соответствующее постановление Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства было подписано по итогам заседания ВГС, сообщается на сайте Кремля.

Заседание ВГС прошло 29 января в Санкт-Петербурге с участием президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко. В состав ВГС, помимо них, входят главы правительств и руководители палат парламентов.

Открывая заседание, Лукашенко назвал существующее положение в медиасфере в рамках Союзного государства не совсем удовлетворительным. По его словам, «люди должны знать, что происходит в Белоруссии, в России», несмотря на «мощное информационное противостояние» (цитата по «Интерфаксу»).

Медиахолдинг Союзного государства будет включать четыре действующих СМИ: две еженедельные газеты, еженедельный журнал и телеканал, сообщил журналистам министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев по итогам подписания постановления (цитата по ТАСС). По его словам, создание медиахолдинга с нуля обусловлено необходимостью «обеспечить единую скоординированную политику» для всех четырех медиа.

«Ведомости» направили запрос в Минцифры с просьбой уточнить название нового холдинга, объем его финансирования и какие именно СМИ войдут в его состав.

Сейчас в перечень СМИ Союзного государства, по данным сайта парламентского собрания Союза Белоруссии и России, входят:

– еженедельная газета «Союзное вече» парламентского собрания Союза Белоруссии и России. Распространяется как бесплатное приложение к «Комсомольской правде» в России и к «Народной газете» в Белоруссии общим тиражом 318 625 экземпляров;

– еженедельная газета «Союз. Беларусь – Россия» Совета министров Союзного государства. Выходит приложением к «Российской газете» и «Советской Белоруссии». Распространяется во всех регионах обеих стран общим тиражом 321 429 экземпляров;

– ежемесячный иллюстрированный общественно­­-политический журнал «Союзное государство». Издается ИД «Комсомольская правда» тиражом 15 000 экземпляров;

– телерадиовещательная организация Союзного государства. В нее входят телеканал «БелРос», союзное радио- и интернет-вещание, каналы в YouTube и Rutube, а также в Telegram и «Яндекс. Дзен», информационно-аналитический интернет-портал Союзного государства.

Инициативу развития союзного медиахолдинга Лукашенко на заседании ВГС 6 апреля 2023 г. объяснял неослабевающим «противостоянием по линии Запад – Восток». Как отмечал президент Белоруссии, медиакомпания, освещающая повестку Союзного государства, должна быть создана, чтобы не проиграть «битву за умы и сердца наших граждан на печатных, теле-, радио- и цифровых полях сражения».

Сколько Россия тратит на СМИ

В 2024 г. на финансирование российских СМИ в бюджете заложено 121,7 млрд руб., что на 16,6% больше, чем планировалось год назад, следует из данных проекта бюджета. В числе крупных российских медиахолдингов, которые сейчас финансирует или поддерживает государство, – RT (в 2024 г. размер субсидий составит 28,6 млрд руб.), госхолдинг ВГТРК (20,8 млрд руб.), «Россия сегодня» (9,2 млрд руб.) и ТАСС (3,76 млрд руб.).

Тему создания медиахолдинга Союзного государства, в частности, 9 октября 2023 г. в Москве обсуждали посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой и первый заместитель руководителя администрации президента РФ Алексей Громов, сообщало белорусское диппредставительство. На встрече речь шла о расширении радиовещания белорусских и российских радиостанций, о работе интернет-СМИ. Участники встречи также отметили необходимость более тесного сотрудничества белорусских телеканалов и российских региональных СМИ.

По мнению политолога Алексея Макаркина, реформирование существующих СМИ и создание союзного медиахолдинга более выгодно для Лукашенко и Белоруссии, чем для России. «Если у России есть свои медиа, которые много и хорошо работают, то задача Лукашенко – продвигать через союзные медиа свой образ», – сказал он. Москва поддерживает эту идею, так как Белоруссия – это союзник. Финансирование холдинга, по мнению Макаркина, вряд ли будет существенным.

В подготовке статьи участвовала Мария Истомина