Экс-главред «Эха Москвы» взыскивает через суд 1,1 млрд рублей с совдира радиостанции

Ответчики по иску – топ-менеджеры холдинга «Газпром-медиа»
Экс-главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов  (признан Минюстом иноагентом в России)
Экс-главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов  (признан Минюстом иноагентом в России) / Евгений Разумный / Ведомости

ООО «Эмхк», мажоритарным акционером в котором является экс-главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов (признан Минюстом иноагентом в России), подало иск на 1,1 млрд руб. к топ-менеджерам «Газпром-медиа» (ГПМ), следует из картотеки арбитражных дел. Исковое заявление, как следует из определения суда от 14 декабря 2023 г., принято к производству. В числе ответчиков указаны Юлия Голубева (замгендиректора ГПМ), Юрий Костин (президент «ГПМ-радио»), Вадим Терещук (гендиректор «ГПМ-радио») и Екатерина Павлова (гендиректор ЗАО «Эхо Москвы», юрлицо одноименного медиахолдинга). Все они являются действующими членами совета директоров ЗАО «Эхо Москвы», сообщил «Ведомостям» Венедиктов. Еще один ответчик – Леонид Савков, как отметил он, был членом совета директоров в 2022 г., но на текущий момент уже вышел из его состава. 

Акционеры компании ООО «Эмхк» приняли решение предъявить исковые требования о взыскании убытков с членов совета директоров  и гендиректора  ЗАО «Эхо Москвы», отметил Венедиктов. Убытки, по его словам, обусловлены прекращением деятельности СМИ, принадлежавших акционерному обществу, и отказом от прав на товарные знаки «Эхо Москвы» и «Радио Эхо Москвы».

ООО «Эмхк» было зарегистрировано в апреле 2015 г., следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». Алексей Венедиктов владеет 55,5% этого юрлица, 24,5% принадлежит Юрию Федутинову (бывший гендиректор ЗАО «Эхо Москвы»), еще 20% – у американской компании «Эм холдинг компани». ООО «Эмхк» в свою очередь владеет 32,6% в ЗАО «Эхо Москвы» (владелец одноименных радиостанции и интернет-издания), следует из иска ООО «Эмхк» к топ-менеджерам ГПМ (есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил Венедиктов). Порядка 66% медиахолдинга, по словам бывшего главреда, принадлежит ГПМ, еще порядка 1% – у журналистов «Эхо Москвы» Сергея Корзуна, Сергея Бунтмана и др.

1 марта 2022 г. Генпрокуратура обвинила «Эхо Москвы» в публикации ложных сведений о военной операции на Украине и потребовала от Роскомнадзора ограничить доступ к ее сайту. Венедиктов тогда заявил, что эти претензии не подкреплены доказательствами. В тот же день было прекращено вещание радиостанции «Эхо Москвы». В июле - декабре 2021 г. радиостанцию «Эхо Москвы» ежедневно слушали 3,2 млн россиян старше 12 лет, проживающих в городах с населением от 100 000 человек, следует из данных исследовательской компании Mediascope.

3 марта 2022 г., как следует из иска, было проведено заседание совета директоров ЗАО «Эхо Москвы», на котором было принято решение о прекращении его деятельности. Уже 5 марта Венедиктов, который на тот момент являлся главредом радиостанции «Эхо Москвы», заявил о досрочном расторжении контракта с акционерным обществом. С 9 марта на частоте «Эха Москвы» начала вещание радиостанция Sputnik (входит в МИА «Россия сегодня»).

В марте 2022 г. Венедиктов заявил о том, что миноритарии ЗАО «Эхо Москвы» обжалуют решения Генпрокураторы и РКН об ограничении вещания радиостанции и доступа к ее сайту. В апреле Таганский районный суд признал законными действия ведомств. Конфликт ГПМ и минориатриев ЗАО «Эхо Москвы» продолжился в 2023 г. 2 августа МИА «Россия сегодня» подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Эхо Москвы», в том числе по классам «прокат рекламного времени в СМИ», «агентство печати новостей», «телевизионное вещание», писали ранее «Ведомости». Срок действия идентичного товарного знака ЗАО «Эхо Москвы», по данным Роспатента, истек 14 июля 2023 г. 15 августа, как следует из иска, совет директоров акционерного общества отказался от продления прав на ТЗ «Эхо Москвы» и «Радио Эхо Москвы». Венедиктов в своем Telegram-канале назвал такое решение «сговором».

Убытки от прекращения деятельности ЗАО «Эхо Москвы», как следует из иска, ООО «Эмхк» оценило в 893 млн руб. В иске указано, что это – сумма доходов акционерного общества в 2021 г. (511,6 млн руб.) и убытка в 2022 г. (381,4 млн руб.). По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ЗАО «Эхо Москвы» по РСБУ за 2021 г. составила 511,6 млн руб., а чистый убыток – 70,3 млн руб. За 2022 и 2023 гг. данные в «СПАРК-Интерфаксе» не указаны.

Отказ от товарных знаков повлек убытки в размере их рыночной стоимости: по оценке ООО «М-консалтинг», она составляет  200 млн руб., отмечается там же. Согласно положениям ст. 65.2 ГК РФ, участники корпорации вправе, действуя от ее имени, требовать возмещения причиненных корпорации убытков, говорится в иске. 

Ответчики, являясь членами совета директоров и единоличным исполнительным органом ЗАО «Эхо Москвы», «в нарушение норм действующего законодательства, действуя вопреки интересам Общества», приняли решения, которые привели к «полному прекращению хозяйственной деятельности Общества и причинению Обществу убытков», также отмечается  в иске.

Решение о закрытии радиостанции было принято советом директоров ЗАО «Эхо Москвы» после блокировки Роскомнадзором ее ресурсов по требованию Генпрокуратуры, поскольку общество фактически не могло вести никакую деятельность, заявил «Ведомостям» представитель холдинга «Газпром-медиа». При этом деятельность общества, по его словам, была убыточной задолго до прекращения работы СМИ: «Миноритарные акционеры в финансировании деятельности радиостанции не участвовали и никаких предложений по способам улучшения финансовых результатов не выдвигали».

Оценка рыночной стоимости товарных знаков ЗАО «Эхо Москвы» является вполне оправданной, считает директор по стратегии брендингового агентства Depot Фархад Кучкаров. Кроме того, оценка стоимости ТЗ, как говорит Кучкаров, могла учитывать и коэффициенты от «потенциальных способов монетизации силы бренда». По словам эксперта, в категории «радио» бренд «Эхо Москвы» был одним из самых сильных с точки зрения лояльности аудитории: «Причем ядро аудитории станции представлял довольно состоятельные представители среднего класса, что повышало ее ценник как рекламной площадки».

Для удовлетворения исковых требований судом истец должен будет предъявить доказательства того, что именно спорные решения совета директоров причинили убытки акционерному обществу, уверена партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева: «В качестве таких доказательств могут быть представлены документы, подтверждающие, что до принятия решения о ликвидации деятельность ЗАО «Эхо Москвы» приносила прибыль».

Чтобы взыскать убытки, связанные с непродлением прав на товарный знак, необходимо будет доказать, что ЗАО «Эхо Москвы» было, например, выгоднее продлить права на товарный знак, а затем продать их третьим лицам, чем отказываться от таких прав, продолжает эксперт. Но тут истца ожидают сложности, думает Токарева: «Радиостанция и интернет-издание «Эхо Москвы»  с марта 2022 г. в России не работают, а следовательно, могут не приносить прибыли. С этой точки зрения товарный знак может считаться токсичным на российском рынке и обесцениться».

Скептически на перспективы иска в суде смотрит и адвокат, заместитель руководителя практики разрешения споров бюро Patentus Максим Волков. С учетом того, что на прекращение деятельности «Эха Москвы» повлияло несколько факторов, в том числе решение регуляторов, высока вероятность, что в удовлетворении иска откажут, резюмирует он: «Суд может решить, что в сложившихся обстоятельствах это было обоснованное и единственно верное решение».