Сеть «Каро» запустила маркетплейс с киномерчем

Российские кинофраншизы хотят занять нишу ушедших голливудских мейджоров
Yellow, Black and White
Yellow, Black and White

Киносеть «Каро» запустила маркетплейс Kinowow, специализирующийся на продаже продукции, связанной с тематикой кино, рассказала «Ведомостям» президент киносети Ольга Зинякова. Инвестиции в проект топ-менеджер не раскрыла, отметив лишь, что вернуть их планируется в течение года. 

«Каро», которой принадлежат 32 кинотеатра на 263 кинозала (занимает второе место на рынке по этому показателю), уже продает киномерч в топовых кинотеатрах сети. С уходом мейджорских студий из России, как пояснила Зинякова, освободилась ниша для мерчендайзинга, которую «Каро» решила занять. После начала военной операции в 2022 г. российский рынок покинули Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount. Партнерами «Каро» по маркетплейсу стали крупные лицензиаты популярных франшиз и держателей прав – «Союзмультфильм», издательская группа «Эксмо-АСТ», «Главкосмос», «Комус» и др.

На Kinowow сейчас представлено более 1000 товаров – собственный мерч «Каро», разработанный художником Гео Шустовым, а также продукция партнеров. В том числе киносувениры по мотивам последних кассовых хитов, таких как «Чебурашка», «По щучьему велению», «Вызов», открытки и постеры по мотивам культовых анимационных фильмов «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» Юрия Норштейна. В ближайшее время в продажу на маркетплейсе также поступит брендированная продукция грядущих блокбастеров - участников «новогодней битвы» 2024 г. - «Бременские музыканты», «Холоп 2», «Три богатыря и пуп земли» и др.

В 2021 г. лицензионный рынок в России составлял 7 млрд руб., оценивали ранее в сейлз-хаусе холдинга «Газпром-медиа» (на основе отчетности топ-лицензиаров). В 2022 г. он сократился, как отмечали там же, на 70%. Франшизы Disney ранее составляли 60% всего рынка и после прекращения работы в России этой компании предложение существенно сократилось, говорит и главный редактор отраслевого издания «Вестник лицензионного рынка» Мария Рогожина. Оценку лицензионного рынка в 2022 г. эксперт не привела, отметив, что сейчас ниша, образовавшаяся на рынке после ухода Disney, занята российскими лицензиями максимум на 7-10%.

«Но этот процесс продолжается. Российские кинофраншизы имеют все шансы занять ее если не полностью, то на 40%. Это возможно, если будут выходить сильные новинки, поддержанные заметными маркетинговыми активностями. Хороший пример в этом плане – фильм «Чебурашка», у которого, как уже объявлено, будет продолжение», – уверена Рогожина. 

Специализированной площадки, где бы продавались товары, рассчитанные на киноманов, сейчас в России нет, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Однако, как отмечает гендиректор компании «Ноль плюс медиа» (управляет лицензионными правами на анимационные бренды «Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль» и др.) Александр Саблуков, на крупных маркетплейсах – Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет» и т. д. – есть как лицензионный, так и пиратский мерч, а также товары этой категории, поставляемые по параллельному импорту. Для успеха запущенного маркетплейса, как считает Саблуков, «Каро» необходимо будет делать ставку на эксклюзивный ассортимент.

«Фишкой» этого маркетплейса действительно можно сделать эксклюзив на мерч к премьерам российских фильмов, говорит и гендиректор лицензионного агентства Megalicense (представляет в России интересы брендов Hello Kitty, Warner Bros. и др.) Захар Назаренко: «А преимущество «Каро» с точки зрения продвижения площадки – ее реклама перед показом фильмов». 

По словам Зиняковой, «Каро» планирует продвигать свою платформу на экранах кинотеатров сети. Эксклюзивное предложение товаров партнеров на маркетплейсе обсуждается, сейчас на таких условиях на площадке доступен собственный мерч киносети, добавила она.  

Отсутствие в легальном поле зарубежных лицензированных кинобрендов – окно возможностей для отечественных киногероев, уверен управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев.

«Важно только четко и без иллюзий понимать, какого киногероя на какую продукцию следует размещать и на каких потребителей продвигать. От правильного расчета будет зависеть результат», – резюмировал эксперт.