«Яндекс Музыка» запустит донаты для артистов

Сервис будет удваивать их за выпуск новых треков
Пресс-служба «Яндекс Музыка»
Пресс-служба «Яндекс Музыка»

Музыкальный сервис «Яндекс Музыка» (входит в подписку «Яндекс Плюс») 6 декабря 2023 г. добавит функцию донатов (денежные пожертвования пользователей) для артистов, рассказал «Ведомостям» представитель «Яндекса». Комиссия с таких отчислений, по его словам, платформой удерживаться не будет.

Кроме того, «Яндекс Музыка» будет за счет собственных средств удваивать вознаграждение музыкантам за релиз нового контента, добавил представитель компании. В 2024 г. на эти цели «Яндекс Музыка», как уточнил он, выделит 100 млн руб.

С одной стороны,  с помощью внедрения донатов и допвыплат «Яндекс Музыка» стремится предложить артистам, в особенности молодым, «больше возможностей для выпуска новой музыки», говорит представитель «Яндекса». С другой, предполагается привлечь больше пользователей к прослушиванию музыки на сервисах: «Чем чаще артисты выпускают новые релизы, тем больше к ним внимания и, как результат, тем сильнее интерес к стримингам».

Рынок музыкальных стримингов, по оценке информационного агентства в сфере культуры и развлечений InterMedia, в 2022 г. сократился на 30-50% до 5-7 млрд руб. В числе основных причин падения рынка в агентстве называли уход зарубежных стриминговых сервисов, компаний-мейджоров, платежных систем.

Представитель «Яндекс Музыки» отметил, что данные InterMedia были «неожиданными», но воздержался от оценки рынка в 2022 г. и его динамики к 2021 г. При этом он сообщил, что, по данным сервиса, в 2023 г. рынок подписных музыкальных стримингов может составить 24-26 млрд.

Ключевые музыкальные сервисы в России развивают экосистемы, в их числе – «Яндекс Музыка», «VK Музыка» (принадлежит VK), «МТС Музыка» (принадлежит МТС), «Звук» (входит в подписку «Сберпрайм»). Именно музыкальными площадками пользуется большинство подписчиков экосистем (46,8%), следует из результатов мартовского онлайн-опроса J’son & Partners Consulting (в нем приняли участие 4000 жителей мегаполисов 18-55 лет). На второй позиции онлайн-кинотеатры – 46,3%, по 38% у категорий «онлайн-покупки» и «кешбэк за пользование услугами».

«Яндекс Музыка» станет первым российским музыкальным сервисом, который предлагает артистам функцию донатов для монетизации их треков. При этом VK развивает платформу VK Donut для авторов сообществ в соцсети «В контакте»: через нее подписчики могут оформить регулярную финансовую поддержку сообщества, а авторы – отблагодарить их эксклюзивными материалами, закрытыми акциями и т. д. В качестве комиссии платформа взимает 10% от каждого денежного перевода. В 2022 г. сумма вознаграждений авторов на VK Donut выросла на 52% до 383 млн руб.

У «Яндекса» ранее уже был опыт выплат вознаграждений авторам контента на платформе «Яндекс Дзен» (с сентября 2022 г. принадлежит VK и переименован в «Дзен»). В 2021 г. площадка выделяла на поддержку блогеров 2 млрд руб., в 2022 г. – 4 млрд руб. Средства направлялись авторам, в том числе, за взаимодействие подписчиков с контентом, т. е. за просмотры и дочитывание ими постов, а также за привлечение новых подписчиков на каналы платформы.

Дополнительные источники финансирования, о которых заявил сервис «Яндекс Музыка», – грамотный стратегический шаг в рамках конкуренции с другими площадками, входящими в крупные экосистемы, считает директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. Он, по словам эксперта, позволит сервису привлечь новых перспективных артистов, которые «не избалованы высокими гонорарами», и сформировать у них лояльность к этой платформе.

Логично, что сервис делает ставку именно на работу с артистами, говорит и главный редактор InterMedia Евгений Сафронов: «Количество артистов, представленных на площадке, – один из ключевых показателей успешности музыкального сервиса».