Евгений Водолазкин рассказал о работе с Кустурицей над фильмом «Лавр»

Уже готова примерно треть драфта сценария
Сергей Карпухин / ТАСС
Сергей Карпухин / ТАСС

Евгений Водолазкин сам пишет сценарий экранизации своего романа «Лавр», режиссером которой станет Эмир Кустурица. Об этом писатель рассказал в интервью «Ведомостям». По словам Водолазкина, летом 2023 г. он написал примерно треть первого драфта сценария, и Кустурица одобрил общее направление.

О том, что режиссером экранизации станет сербский режиссер Эмир Кустурица, стало известно осенью 2023 г. Предполагаемую дату релиза фильма Водолазкин не назвал, но отметил, что в течение 2024 г. будет вести интенсивную работу над сценарием совместно с режиссером. Правами на «Лавр» владеет компания «Кино ТВ».

Евгений Водолазкин – один из ведущих российских писателей, автор бестселлеров «Лавр», «Авиатор», «Брисбен» и др. Совокупный тираж его книг почти достиг 1 млн экземпляров. Роман «Лавр» о средневековом враче-травнике вышел в 2012 г. и стал бестселлером. Тираж книги почти составил 295 000 экземпляров. Также продано около 250 000 электронных книг и более 120 000 аудиокниг. «Лавр» получил премии «Большая книга» и «Ясная поляна», был переведен на десятки языков. По его мотивам поставлены спектакли на сценах МХАТ им. М. Горького и петербургского Театра на Литейном.

Кустурица – дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля: за фильмы «Папа в командировке» (1985) и «Андеграунд» (1995). До этого он не снимал кино на российском материале. Но в ближайших планах режиссера съемки в России и на русском языке фильма по роману Достоевского «Преступление и наказание». Имена российских сопродюсеров пока не объявлялись.

«Кустурица первоначально хотел, чтобы и в «Лавре» было больше современности – чтобы зрителю было легче отождествлять себя с героем», – рассказал Водолазкин. «Летом я активно работал над сценарием. У меня были совсем радикальные варианты с перенесением действия в XXI век – так, чтобы Средневековье ушло на второй план. Я пробовал и так, и сяк, но вдруг понял, что все-таки радикально менять сюжет не стоит. Оказалось, что многие мысли, очевидные и органичные для средневековья, в современности смотрятся чужеродно», – пояснил писатель.

Сейчас Водолазкин и Кустурица сошлись на том, что структура сценария должна быть близка к структуре книги и средневековая линия остается ключевой. Современность, полагает писатель, будет присутствовать в сценарии, как и в романе, в виде «ненавязчивых деталей». В частности, в книге упоминались пластиковые бутылки, которые проступали весной из-под тающего снега, и это явный анахронизм – сюжет разворачивается в XV веке. В фильме, рассуждает Водолазкин, к примеру, «могут фигурировать байкеры и что-то говорить».

«После выхода романа эти несчастные бутылки заняли непропорционально много места в обсуждениях «Лавра», хотя это просто символ отсутствия времени. И вот подобные символы будут и в сценарии, но, конечно, они будут другими», – рассказал Водолазкин.

Писатель также отметил сходство между поэтикой фильмов Кустурицы и поэтикой романа «Лавр» – их роднит «раблезианское, карнавальное начало». Главный герой книги – юродивый, а юродство – это духовный подвиг, который сопровождается эксцентрикой: юродивые могли ругаться, бросаться камнями и позволяли себе поступки, которые не может себе позволить ни один человек в социуме, пояснил он.