Крупнейший оператор наружной рекламы Russ покупает еще одного конкурента

После покупки «Постера» доля Russ на рынке наружной рекламы составит 44%
Максим Стулов / Ведомости

Группа компаний Russ (крупнейший оператор наружной рекламы в России) закрыла сделку по покупке ГК «Постер» – четвертого по величине игрока на рынке наружной рекламы. Об этом рассказали «Ведомостям» топ-менеджер рекламной группы и топ-менеджер крупного рекламного агентства.

Как уточнил один из них, исполнительный директор Russ Роберт Мирзоян 16 октября направил рекламным группам и агентствам письмо о том, что возглавляемая им компания «приступает к централизованным продажам размещения на рекламных конструкциях группы «Постер» (копия есть в распоряжении «Ведомостей»). Договорные обязательства по размещению рекламы с 1 по 31 октября сохраняют свою силу и будут реализованы, также указано в документе.

Представитель ГК Russ отказался от комментариев. В ГК «Постер» на момент публикации не ответили на запрос «Ведомостей».

Ходатайство по этой сделке в ФАС не поступало, сообщил представитель службы.

ГК «Постер» была основана в 1993 г. Владельцами 100% ее основного юрлица АО «Постер», согласно данным «СПАРК-Интерфакса», являются граждане России. Выручка АО «Постер» в 2022 г. по РСБУ увеличилась на 6% до 563,6 млн руб., а чистая прибыль – в два раза до 26 млн руб., указано там же.

С учетом всех четырех юрлиц (АО «Постер», ООО «Сити премиум формат», ООО «Постер» и ООО «Премиум аутдор медиа») выручка этой группы компаний увеличилась в 2022 г. на 28,7% до 2,1 млрд руб. (здесь и далее – без учета НДС), а чистая прибыль составила 55,8 млн руб., следует из данных сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards.ru. По этому показателю «Постер» является четвертым по величине оператором наружной рекламы, его доля рынка в 2022 г. составляла 3%, отмечают там.

После сделки с «Постером» совокупная доля Russ на рынке наружной рекламы достигнет 44%. Совокупная выручка операторов наружной рекламы в 2022 г., по оценке All-billboards.ru, составила 63,9 млрд руб.

83% ООО «Русс аутдор» (юрлицо Russ Outdoor) владеет ООО «Стинн», следует из «СПАРК-Интерфакса». 16% принадлежит ООО «Шушары холдинг», еще 1% – у ЗАО «Олимп». Все доли находятся в обременении у банка ВТБ. В свою очередь 70% ООО «Стинн», по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит Григорию Садояну, 30% – ООО «Резерв-А» (его учредитель – АО «Олимпия», бенефициаром которого выступает Садоян). Обе доли также находятся в залоге, но у ООО «Шушары холдинг». Владельцем 99% в нем выступает ООО «БФ Прямые инвестиции», учредители которого скрыты.

В 2022 г. совокупная выручка основных юрлиц Russ Outdoor (ООО «Русс аутдор», ООО «Стинн», ООО «ОММ» и др.) превысила 18 млрд руб., следует из «СПАРК-Интерфакса».

Рынок наружной рекламы в цифрах

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок наружной рекламы в России в 2022 г. вырос на 6% до 47,6 млрд руб. (здесь и далее – за вычетом НДС), следует из данных. При этом весь рекламный рынок за аналогичный период упал на 2% до 392 млрд руб. (без учета ТВ-сегмента).
В январе - июне 2023 г. объем рынка увеличился на 27% к аналогичному периоду 2022 г. и составил 315 млрд руб., но данные по сегментам в АКАР не раскрыли, как и в других квартальных и полугодовых отчетах ассоциации с начала 2022 г.
По оценке экспертной комиссии по наружной рекламе АКАР (есть в распоряжении «Ведомостей), сегмент наружной рекламы в первом полугодии вырос на 39% к январю - июню 2022 г.

В ноябре 2020 г. ГК Russ закрыла сделку по покупке indoor-оператора (размещает рекламу внутри помещений. – «Ведомости») Advance Group. В мае 2023 г. Russ приобрела ООО «Светотехническая компания» (юрлицо, которому принадлежали рекламные конструкции группы «Игроник»), в июне 2023 г. – ООО «Профцентр специалист» (юрлицо оператора наружной рекламы в Московском метрополитене nebo.digital), а также оператора «Метроном» и агентство «Проспект», которые размещают наружную рекламу в петербургском метро. 

В июле 2023 г. ГК Russ закрыла сделку по покупке второго по величине оператора в сегменте на конец 2022 г. – Gallery. ФАС тогда одобрила сделку, поскольку в службе посчитали, что покупка Gallery «не приведет к установлению доминирующего положения <…> на едином рынке рекламы». При этом Russ в результате обсуждений с ФАС приняла на себя целый ряд ограничений: например, ГК обязалась не повышать цены на рекламные услуги до конца 2023 г., а также разработать и опубликовать информацию о своих подходах к ценообразованию.

За счет приобретения «Постера» Russ усилит свои позиции на рынке Санкт-Петербурга (втором по величине после Москвы локальном рынке в России), считает директор сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards.ru Андрей Байдужий. По количеству инвентаря «Постер» в Петербурге занимает второе место после самой Russ, после закрытия сделки доля Russ на рынке наружной рекламы в этом городе приблизится к 70%, пояснил он. С этой оценкой соглашается директор по закупкам наружной рекламы NMi Group Ирина Гусева.

Группа Russ также является эксклюзивным рекламным оператором метро Санкт-Петербурга, аэропорта «Пулково» и вокзалов РЖД, отмечает Байдужий.

Происходящая консолидация рынка де-факто может привести к появлению единого оператора наружной рекламы, считает Гусева. В прошлом году, как напомнила она, законопроект о создании такой структуры был внесен в Госдуму: «Но был раскритикован ФАС, Минцифры, участниками рынка и отклонен во втором чтении».