Из-за блокировки аккаунтов Егора Крида и Buster на Twitch стало меньше рекламы онлайн-казино

На нелегальную рекламу у топовых блогеров в Роскомнадзор жаловалась Лига безопасного интернета
Объем рекламы онлайн-казино на Twitch сокращается/ Максим Стулов / Ведомости

Среднемесячный рекламный бюджет нелегальных онлайн-казино у топ-50 российских блогеров на американской стриминговой платформе Twitch в январе – мае 2023 г. сократился по сравнению с концом 2022 г. на 2,7 млн руб., или на 13,5%, оценили в Ассоциации блогеров и агентств (АБА; включает агентства Wildjam, Didenok Team, Perfluence, Blacklight и др.). В ноябре – декабре 2022 г., согласно данным АБА, он составлял порядка 20 млн руб. При расчетах учитывались баннеры, рекламные ролики и интеграции на Twitch, длинные спонсорские контракты не были включены в исследование, отмечают в ассоциации.

Совокупный объем легальной и нелегальной рекламы в российском сегменте Twitch по итогам 2022 г., согласно данным АБА, составил более 1 млрд руб. В Ассоциации развития интернет-рекламы (АРИР) указывают, что на площадки Twitch и Trovo приходится порядка 10% от объема всего сегмента инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы, который в 2022 г. составил 12 млрд руб. Весь сегмент интернет-рекламы в 2022 г. упал на 2% до 324,9 млрд руб., следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Основная причина снижения объемов нелегальной рекламы – блокировка на Twitch крупных блогеров (их общая аудитория составляет более 8 млн человек), которые активно размещали рекламу онлайн-казино и нелегальных букмекеров на своих стримах, отмечают в АБА. Среди них – поп-певец Егор Крид (Егор Булаткин; 1,2 млн подписчиков), видеоблогер Buster (Вячеслав Леонтьев; 3,4 млн подписчиков), стример WhoPlohoyParen (Константин Смоляр; 861 000 подписчиков) и др. Крид и Леонтьев, например, размещали рекламу онлайн-казино Vavada, а Смоляр – Cat Casino, следует из отчетов Лиги безопасного интернета (Лига).

Как ограничена онлайн-реклама азартных игр

С 2007 г. законом «О госрегулировании <...> азартных игр» в России запрещена деятельность компаний, которые организуют и проводят азартные игры в интернете, в том числе онлайн-казино. Исключение составляют букмекерские компании и тотализаторы: они легальны в интернете, если имеют лицензию и договор с единым центром учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов. Кроме того, закон «О рекламе» требует, чтобы такая реклама не обращалась к несовершеннолетним, не создавала впечатление, что на играх можно заработать, не преувеличивала вероятность выигрыша и т. д. В интернете рекламу букмекеров и тотализаторов разрешено размещать на сайтах «физкультурно-спортивного характера», сайтах спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг, эфирных спортивных ТВ-каналов, а также во время трансляций спортивных соревнований (в этом случае она не может занимать более 20% времени трансляции).

«Ведомости» направили запросы представителям упомянутых выше блогеров. Представитель Леонтьева (Buster) сообщил, что блогер не планирует в дальнейшем создавать контент, связанный с онлайн-казино.

В феврале 2023 г. Лига направила обращения по Криду, Леонтьеву, Смоляру и еще 12 блогерам в связи с размещением нелегальной рекламы в Роскомнадзор (РКН) и ФНС. В апреле 2023 г. аккаунты первых трех блогеров в Twitch, Telegram и Kick были внесены в реестр запрещенных сайтов РКН. В том же месяце по требованию ведомства каналы Крида, Леонтьева и Смоляра заблокировала и Twitch. Но часть аккаунтов продолжает находиться в открытом доступе на платформе, знает глава Лиги Екатерина Мизулина. Кроме того, в июне 2023 г. Twitch вернула доступ к аккаунту Леонтьева.

Объем рекламы онлайн-казино на Twitch сокращается, она становится антитрендом у блогеров и стримеров, фиксирует Мизулина. Но считает оценку объема нелегальной рекламы онлайн-казино на Twitch от АБА заниженной и утверждает, что «за размещение одной реферальной ссылки на онлайн-казино отдельные крупные блогеры получали 200–300 млн руб.».

В 2023 г. Лига уже направила в РКН, ФНС и Генпрокуратуру семь обращений по нелегальной рекламе у блогеров и стримеров. При этом около 30 крупных блогеров самостоятельно отказались от рекламы азартных игр в 2023 г. и сообщили об этом в Лигу безопасного интернета, отмечает Мизулина: «Мы исключили их аккаунты из списков нарушителей, которые направляются в ведомства».

Представитель Роскомнадзора сообщил  «Ведомостям», что ведомство регулярно направляет в адрес владельца Twitch требования о необходимости удаления запрещенных материалов. Также он напомнил, что Twitch внесена в Реестр социальных сетей и по закону о самоконтроле соцсетей (№ 530-ФЗ) обязана самостоятельно выявлять и блокировать запрещенную информацию.

«Twitch также неоднократно привлекалась к административной ответственности за неудаление запрещенной информации. На сегодняшний день судом назначены штрафы на общую сумму 25 млн руб.», – добавил представитель РКН.

С размещением нелегальной рекламы важно бороться, поскольку она несет репутационные риски не только для отдельных блогеров, но и для всего рынка инфлюенс-маркетинга, отмечает представитель АБА: «Эти риски в первую очередь связаны с привлечением крупных легальных рекламодателей на рынок». В результате сокращения объемов нелегальной рекламы может увеличиться спрос на размещения на Twitch со стороны легальных рекламодателей, отмечает руководитель отдела по работе с блогерами Media Direction Group Тим Жданов. «Скандалы с рекламой онлайн-казино и треш-стримами частично снижали имидж Twitch как рекламной платформы для крупных компаний», – резюмирует он.

Twitch пользуется молодежь, в том числе подростки, но для крупных легальных рекламодателей на платформе наиболее интересна платежеспособная аудитория 18–35 лет, отметил исполнительный директор рекламного агентства SA Media Никита Прибыловский. «Twitch как рекламную платформу достаточно активно используют бренды FMCG (особенно напитки), сервисы доставки еды, онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы», – говорит он.

Киберспортивные трансляции турниров по онлайн-играм GTA, Fortnite, Dota 2 и Call of Duty на стриминговой платформе собирают и мужскую аудиторию старше 30 лет, говорит Жданов. Интеграции в таком контенте могут быть интересны в том числе брендам электроники, считает он.