Аналитики назвали самые популярные среди россиян сервисы экосистем

Чаще всего подписчики пользуются музыкальными и видеосервисами
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В 2022 г. рынок экосистемных подписок вырос на 24% в сравнении с 2021 г. и составил 58,1 млрд руб., следует из данных исследовательской компании J’son & Partners Consulting. Крупнейшей экосистемой за указанный период с долей рынка 38%, как указано в отчете, стал «Яндекс». На втором месте расположилась МТС (21%), на третьем - «Сбер» (18%). Аналогичные позиции компании занимали и в 2021 г., но «Яндекс» свою долю рынка сохранил, у МТС она снизилась на 3 п. п., у «Сбера» увеличилась на 1 п. п.

Одна из ключевых причин роста рынка – увеличение числа экосистемных игроков. Если в 2018 г. это был только «Яндекс», то в 2021 г. на рынке присутствовало уже десять игроков. Помимо «Яндекса», МТС и «Сбера» экосистемные подписки пользователям сейчас предлагают VK, «Тинькофф», «Tele2», «Мегафон», Газпромбанк, Ozon и X5.

Что такое экосистема

Экосистема (цифровая экосистема) – совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого бесшовного интегрированного процесса. Экосистема может включать в себя закрытые и открытые платформы. Предлагаемая экосистемой линейка сервисов удовлетворяет большинство ежедневных потребностей клиента или выстроена вокруг одной или нескольких его базовых потребностей.

Общее количество экосистемных подписчиков за 2022 г. выросло на 36% до 42,45 млн россиян. Среднее количество экосистемных подписок на пользователя в России увеличилось с 1,1 в 2021 г. до 1,5 в 2023-м. Хотя бы одну такую подписку на март 2023 г. имеют 53,5% жителей мегаполисов в возрасте 18-55 лет (здесь – данные онлайн-опроса J’son & Partners Consulting, проведенного в марте 2023 г. среди 4000 респондентов указанного возраста).

Тот факт, что рынок в рублях растет не в прямой пропорции к росту базы, связано с наличием в числе подписчиков промо- и акционных пользователей, на долю которых приходится, как правило, 10-20% от всей годовой базы экосистем, отмечается в исследовании. Они учитываются в базах подписчиков, но выручки, как пояснил «Ведомостям» директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов, почти не приносят.

Чаще всего, согласно данным мартовского опроса J’son & Partners Consulting, подписчики экосистем пользуются музыкальными сервисами – 46,8%, онлайн-кинотеатрами - 46,3%, по 38% у категорий онлайн-покупки и кешбэк за пользование услугами. 34,8% респондентов признались, что их привлекают скидки в магазинах сервиса, 31,6% – бесплатное обслуживание банковских карт.

К 2027 г., как прогнозируют аналитики J’son & Partners Consulting, в деньгах рынок экосистемных подписок почти удвоится (вырастет в 1,7 раза) и составит 101,5 млрд руб.

Рост числа подписок в основном придется не на увеличение охвата, а на рост среднего числа подписок на пользователя, что обусловлено большим разнообразием экосистем – банки, IT-компании, ритейл, маркетплейсы и т. д., прогнозирует Колесов.

«Кроме того, люди, осознав возможность экономить, будут чаще оформлять платные подписки после окончания промодоступа. Что приведет к росту «времени жизни в экосистеме», – резюмировал эксперт.

В январе - марте 2023 г. количество пользователей «Яндекс.Плюса» выросло на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. - до 22,1 млн человек, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе «Яндекс.Плюса». Произошел, как отмечает представитель пресс-службы компании, и рост среднего дохода подписчика за счет добавления дополнительных опций, к примеру сервиса цифровых книг «Букмейт», к уже существующим контентным сервисам - видеосервису «Кинопоиск», музыкальному сервису «Яндекс.Музыка». Но показатели не раскрыли.

По итогам I квартала 2023 г. количество экосистемных клиентов МТС выросло год к году на 26,7% до 13,9 млн, рассказала «Ведомостям» вице-президент МТС по развитию экосистемы и маркетингу Ольга Зиборова. Такая динамика обусловлена в том числе, по ее словам, ростом популярности нетелеком-сервисов компании – видеосервиса Kion, книжного сервиса «Строки» и др.

Рост экосистемных подписок может быть обусловлен несколькими факторами, среди которых – увеличение числа интернет-пользователей, развитие индустрии потокового контента (музыка, фильмы, сериалы, видеоигры и т. д.), а также рост числа сервисов и появление новых игроков на рынке, предлагающих пакетные подписки на несколько услуг одновременно, что более выгодно для пользователей, отметил представитель Tele2.

Генеральный директор компании «Сеть партнерств» (оператор подписки «Огонь», стратегическим партнером которой является Газпромбанк) Анна Пашкевич назвала прогноз J’son & Partners Consulting «реалистичным». Среди факторов, которые будут способствовать росту рынка экосистемных подписок, как отметила она, – интеграция в экосистемные сервисы собственных игр, коллаборации между экосистемами и их активами, развитие привычки потребления сервисов, стремление экономить или получение выгодны от использования сервисов.

В «Сбере», VK, «Мегафоне», «Тинькофф», Ozon и X5 пока не ответили на запрос «Ведомостей».