В 2022 году объем инвестиций в российский edtech-рынок упал в 3,5 раза

Теперь инвесторам вместо стартапов могут стать интересны готовые рентабельные бизнесы
Падение инвестиций в российский рынок онлайн-образования коррелируется и со снижением темпов его роста/ Freepik

Инвестиции в российский edtech-рынок в 2022 г. сократились в 3,5 раза до 4 млрд руб., следует из данных агентства Smart Ranking. За предыдущий год в сектор было вложено около 14 млрд руб.

До этого edtech развивался крайне быстрыми темпами, В 2019–2021 гг. инвестиции в онлайн-образование в России росли в среднем в 2,5 раза ежегодно, в 2017–2019 гг. среднегодовой темп роста составлял порядка 70%, указано в исследовании рынка «Нетологии» и Data Insight за 2021 г.

Крупнейшей публичной сделкой на edtech-рынке в 2022 г. стала покупка МТС разработчика технологических решений для видеовстреч Webinar за 2 млрд руб. На 2-м месте сделка платформы «Профилум» по привлечению средств от венчурного фонда ВЭБ.РФ – VEB Ventures (520 млн руб.). На третьей строчке инвестраунд образовательного холдинга Ultimate Education (привлек 500 млн руб.), участниками которого стали венчурный фонд Vershina Capital и совладельцы оператора железнодорожных перевозок Globaltrans Никита Мишин и Константин Николаев.

Снижение вложений в российский edtech обусловлено тем, что закончился эффект всплеска инвестиций в активы, которые связаны с цифровизацией бизнеса, наблюдавшейся в пандемию и после нее, говорит руководитель edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина.

С другой стороны, причиной падения инвестиций, безусловно, стала геополитическая ситуация, считает гендиректор образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирева: «Неуверенность в перспективах рынка, отсутствие понимания сроков [длительности периода] политической напряженности не способствуют оптимизму инвесторов».

Кроме того, инвестактивность на российском рынке в 2022 г. свернул ряд зарубежных фондов, крупнейший из которых – Baring Vostok, добавляет Царевская-Дякина. В 2021 г. доля иностранных инвестиций в российский edtech, по оценке «Нетологии» и Data Insight, составляла 33%.

Падение инвестиций в российский рынок онлайн-образования коррелируется и со снижением темпов его роста, отметила также Царевская-Дякина. В 2022 г. совокупная выручка топ-100 edtech-компаний в России выросла на 17,95% до 87 млрд руб., следует из данных Smart Ranking. В 2021 г. темпы роста 100 крупнейших компаний в сфере онлайн-образования составили 70%, оценили там же.

В 2023 г. инвестиции вряд ли вернутся на уровень прежних лет, поскольку риски 2022 г. сохранят свою актуальность, считают Царевская-Дякина и Снигирева.

При этом 20 февраля 2023 г. было объявлено о крупнейшей публичной сделке на российском edtech-рынке за всю его историю: компания VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи.ру» за 8,7 млрд руб. и стала ее единственным владельцем. Но воспринимать эту сделку как сигнал к восстановлению инвестактивности на edtech-рынке пока не стоит, считает Царевская-Дякина. «Поглощение актива было запланировано ранее, и, вероятно, мультипликатор (четыре годовые выручки) был зафиксирован в опционе еще после покупки VK 25% компании в 2020 г.», – объясняет она.

В 2023 г. инвесторы будут перераспределять свои средства в пользу edtech-стартапов россиян в Центральной и Юго-Восточной Азии, Индии и Южной Америке, считают Царевская-Дякина и Снигирева.

Наиболее привлекательным сегментом для инвестирования на российском рынке останется сегмент дополнительного детского образования, уверен исполнительный директор Skyeng Рустам Айнетдинов. В 2022 г. он увеличился на 28,9% до 26,8 млрд руб. и стал лидером по темпам роста среди всех сегментов edtech-рынка, следует из данных Smart Ranking.

Но подход инвесторов к выбору российских проектов изменится, считает управляющий директор образовательного холдинга Ultimate Education Никита Подлипский. «Если раньше они обращали внимание на долгосрочные перспективы и потенциал капитализации бизнеса, то сейчас им в первую очередь интересны рентабельные компании с устойчивой бизнес-моделью», – объясняет он.

В условиях снижения инвестиционной активности для российских edtech-компаний возрастет роль господдержки, которая включает в себя гранты, госпрограммы, считает ведущий аналитик Smart Ranking Маргарита Аграновская.

В то же время на рынке увеличится количество сделок M&A, прогнозируют Царевская-Дякина и Снигирева. В VK и Ultimate Education подтвердили, что они продолжат M&A-активность на этом рынке. «В текущей экономической ситуации небольшие компании готовы к продаже более крупным брендам», – объясняет Царевская-Дякина.