Единый поставщик онлайн-трансляций телеканалов с 2023 года повышает расценки
В некоторых случаях эти услуги подорожали в 2 раза«Витрина ТВ», выполняющая функции единого поставщика трансляций телеканалов в интернете, направила видеосервисам уведомление о повышении цен на свои услуги с 2023 г., рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры четырех крупных онлайн-кинотеатров. Повышение расценок в некоторых случаях не превышает 40%, а для некоторых онлайн-кинотеатров почти доходит до 80–100%, уточнили собеседники «Ведомостей». Размер платежей «Витрине ТВ» участники рынка и источники не раскрывают.
Генеральный директор «Витрины ТВ» Сергей Сторожев подтвердил «Ведомостям» повышение цен, но отметил, что базовое повышение цен на услуги составило около 27%.
Закон о единой системе (поставщике) онлайн-трансляций телеканалов в интернете вступил в силу 1 октября 2021 г. Согласно закону вещатель и владелец видеосервиса должны заключать договоры с уполномоченной организацией, которая будет обеспечивать распространение в интернете контента 20 обязательных общедоступных телеканалов первого и второго мультиплекса. В противном случае видеосервису могла грозить блокировка. Как поясняли тогда авторы инициативы – занимавший пост председателя комитета по информационной политике Госдумы Леонид Левин и его заместитель Сергей Боярский, – законопроект призван решить проблему пиратства и увеличить доходы телеканалов в интернете.
Уполномоченную организацию определяет Роскомнадзор. В марте 2022 г. служба наделила этим статусом сроком на пять лет ООО «Витрина ТВ». Эта компания была учреждена крупнейшими российскими медиахолдингами в 2018 г. Сейчас ею на паритетных началах владеют напрямую или через «дочек» холдинги «Национальная медиа группа», «Газпром-медиа», ВГТРК и «Первый канал».
Изначально в законопроекте было предусмотрено обязательное использование ПО (плеера) единого поставщика ТВ-трансляций в интернете. Но уже ко второму чтению это требование было исключено. В итоге некоторые видеосервисы, к примеру «Кинопоиск» «Яндекса» и «Триколор кино и ТВ» (принадлежит «Триколору»), Kion (принадлежит МТС), разработали свое ПО, но большинство видеосервисов пользуются плеером «Витрины ТВ».
«Мы прогнозировали риски создания монополиста и были правы – уже через несколько месяцев после того, как «Витрина ТВ» получила статус уполномоченной организации, она объявила о повышении расценок на свои услуги», – говорит топ-менеджер крупного видеосервиса. Стоимость доступа к телеканалам, которую взимает «Витрина ТВ», по словам собеседников «Ведомостей», зависит от количества пользователей видеосервиса: чем больше аудитория, тем выше плата и тем сильнее выросли расценки.
Наиболее ощутимым рост цен оказался для тех, кто работает через плеер «Витрины ТВ», т. е. пользуется техническими услугами компании, говорят собеседники «Ведомостей». Этим плеером пользуются видеосервисы «Иви», Okko, Amediateka, Start, Premier, more.tv.
В «Иви», Amediateka, Start, Premier, more.tv отказались от комментариев. Представитель Okko сообщил «Ведомостям», что видеосервис получил от «Витрины ТВ» уведомление о планах увеличить стоимость услуг «практически в 2 раза без аргументов и пояснений». «На наш взгляд, такой рост цен сложно объясним. Мы надеемся на конструктивный диалог и адекватные условия», – заметил он.
Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (объединяет «Иви», Okko, Amediateka, Start, «Триколор кино и ТВ» и др.) Алексей Бырдин подтвердил «Ведомостям» повышение стоимости на услуги «Витрины ТВ», не уточнив, каких именно видеосервисов оно коснулось.
«Дело в том, что ее («Витрины ТВ». – «Ведомости») деятельность по закону исключена из-под антимонопольного регулирования. Поэтому ФАС, к сожалению, не может выступать арбитром, когда происходят такие странные флуктуации в аппетитах», – заявил «Ведомостям» Бырдин. Он добавил, что в дальнейшем назрела необходимость проработать с отраслью и законодателем пути решения этой проблемы.
По словам Сторожева, рост конечной стоимости для аудиовизуальных сервисов обусловлен рядом факторов.
Во-первых, до того, как «Витрина ТВ» получила статус уполномоченной организации, компания могла использовать дифференцированный подход к ценообразованию, предлагая видеосервисам разные тарифы, к примеру стандартный и премиальный, говорит топ-менеджер. Теперь же, как отмечает Сторожев, «Витрина ТВ» должна оказывать сервисам услуги, в том числе по техподдержке на равных условиях, реагировать на их запросы в максимально короткие сроки, что включает в себя премиальный тариф.
«Во-вторых, в связи с ростом аудитории видеосервисов выросла и нагрузка, потребовалось больше ресурсов – человеческих и технических. В тех случаях, когда речь идет о повышении более чем на 27%, свою роль сыграли оба этих фактора. Видеосервис, очевидно, до этого пользовался нашим стандартным тарифом, и его аудитория существенно выросла», – резюмировал гендиректор «Витрины ТВ».
Тариф «Витрины ТВ» фактически никто не регулирует. Положение о том, что на уполномоченную организацию не распространяются антимонопольные ограничения, в закон вошло. Против этой нормы выступала Федеральная антимонопольная служба. В своем заключении ФАС в 2021 г. указывала на то, что считает «крайне опасным исключение любого субъекта из-под антимонопольных ограничений».
О рисках говорили и участники рынка, отраслевые и бизнес-объединения – Ассоциация кабельного телевидения России и РСПП. В частности, РСПП в обращениях в правительство и Госдуму обращал внимание на то, что это может привести к монопольному положению коммерческой организации и бесконтрольному установлению ею стоимости доступа к обязательным телеканалам.
Как рассказали собеседники «Ведомостей» в видеосервисах и топ-менеджер телекомоператора, РСПП уже в феврале 2022 г. направлял в ФАС обращение. В этом письме, по их словам, изложена позиция профильной комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям. Она сводится к тому, что стоимость доступа к общедоступным телеканалам для владельцев онлайн-кинотеатров не должна зависеть от количества пользователей сервиса. «Ведомости» направили запрос в РСПП.
В ответ на это ФАС напомнила, что к деятельности уполномоченной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции, рассказали собеседники «Ведомостей».
Аналогичный ответ получили от ведомства на свой запрос и «Ведомости». «В ФАС поступало обращение РСПП по указанному вопросу. Законом о СМИ (статья 32.2) прямо установлено изъятие для применения антимонопольного законодательства к деятельности «Витрины ТВ», – говорится в комментариях службы.
Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается и в соответствии с Конституцией РФ, напоминает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.
«В сложившейся ситуации (когда на деятельность организации не распространяется антимонопольное регулирование. – «Ведомости») единственным способом изменить регулирование деятельности оператора является обращение в Конституционный суд (КС) с целью проверки соответствия закона общим гарантиям и принципам экономической деятельности, установленным Конституцией», – резюмировал Учитель.
Чтобы обратиться в КС, потерпевшая сторона – в данном случае видеосервисы – должна исчерпать все другие способы правовой защиты, говорит преподаватель Moscow Digital School Анатолий Семенов. «Для начала, к примеру, нужно попробовать обжаловать действия уполномоченной организации в арбитражном суде. Доказать, что ее работа создала проблемы, тарифы были установлены необоснованные и, как результат, им был нанесен ущерб», – уточнил Семенов.