«Централ партнершип» стала партнером крупнейшего кинодистрибутора Ближнего Востока
Это позволит компании частично заместить потерянный западный кинорынокКомпания «Централ партнершип» (ЦПШ, входит в холдинг «Газпром-медиа») заключила двухлетний эксклюзивный контракт с крупнейшим на Ближнем Востоке кинодистрибутором Four Star Films, рассказал «Ведомостям» гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин. Соглашение начнет действовать с 1 января 2023 г. и предусматривает, что Four Star Films станет официальным дистрибутором фильмов ЦПШ в странах Ближнего Востока.
ЦПШ – крупнейший дистрибутор российских фильмов, на его счету выпуск в прокат самых кассовых отечественных кинолент: «Холоп» (сборы – 3,1 млрд руб.; здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино), «Движение вверх» (2,94 млрд руб.), «Т-34» (2,3 млрд руб.). Кассовые сборы ЦПШ в России, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», составили в 2021 г. 4,9 млрд руб.
Российские фильмы в 2021 г. заработали в зарубежном кинопрокате $18,2 млн, следует из данных, предоставленных по запросу «Ведомостей» «Бюллетенем кинопрокатчика». Это в 2,8 раза меньше показателя допандемийного 2019 года.
Первенство по прокату российских фильмов многие годы держит Китай – $7,4 млн. Крупными импортерами отечественных фильмов и анимации в последние годы были европейские страны. К примеру, в 2018 г. Франция вышла на 2-е место, а в топ-5 в разные годы входила Германия. Но из-за начала СВО на Украине и введенных в отношении России санкций эти рынки для большинства наших фильмов закрылись.
Four Star Films основана на Ближнем Востоке в 1961 г., является крупнейшим кинодистрибутором в этом регионе. Компания сотрудничает с кинотеатрами в странах Персидского залива, а также на Кипре, в Палестине, Судане, Эфиопии и т. д. Головные офисы – в Египте, ОАЭ, Ливане, Саудовской Аравии и на Кипре. С 1981 г. Four Star Films выступает дистрибутором голливудской студии Paramount Pictures и до недавнего времени представляла Universal.
Кинопрокат на Ближнем Востоке
Бокс-офис в 2022 г. в странах Ближнего Востока превысил $206 млн, этот показатель включает такие крупнейшие кинорынки, как ОАЭ ($107 млн), Турция ($45 млн), Саудовская Аравия ($35,3 млн), свидетельствуют данные сайта о мировом кинематографе IMDb. Также в него входят Израиль ($12,4 млн), Ливан ($4,7 млн), Египет ($1,44 млн), Кипр ($405 100), Кувейт ($201 200), Катар ($78 700), Бахрейн ($71 500), Оман ($53 400), Иордания ($42 000), Ирак ($11 800), Палестина ($1740). В список не попали Йемен и Сирия – данные не представлены.
Контракт с Four Star Films касается новых релизов, уточнил Верещагин. До весны 2025 г. ЦПШ, по его словам, планирует выпустить в российский прокат 24 отечественные киноленты. Среди них, в частности, фильм «Вызов» студии Yellow, Black & White (создатель «Холопа») и «Первого канала», съемки которого проходили на МКС.
Среди других крупных релизов, которые, как считает гендиректор ЦПШ, могут заинтересовать ближневосточного зрителя, – фильм об известном путешественнике Федоре Конюхове «Повелитель ветра», «Волшебник Изумрудного города» по мотивам сказки Александра Волкова, фантастический боевик «Крысолов» и т. д.
«На этой территории работают большие зрительские кинокартины, рассчитанные на максимально широкую аудиторию и семейное кино», – отметил Верещагин.
Выход на Ближний Восток позволит ЦПШ возместить выпадение экспортной выручки из-за закрывшихся для России западных рынков, считает Верещагин. Среди стран Персидского залива, отмечает он, наиболее интересна Саудовская Аравия, которая на сегодня является одним их крупнейших кинорынков по сборам и динамично развивается за счет строительства новых кинотеатров. Кроме того, средняя стоимость кинобилета в этой стране составляет $25, резюмировал топ-менеджер.
При взаимодействии с этой территорией можно получить аудиторию размером примерно в 2 раза больше, чем в Германии и Франции, которые ранее являлись одними из крупнейших рынков для дистрибуции отечественных фильмов, говорит гендиректор компании «Экспоконтент» Александра Модестова.
Популярные жанры и темы на Ближнем Востоке во многом обусловлены культурным кодом и стандартами медиаконтента этой территории, говорит представитель «Роскино», национального оператора для продвижения отечественных фильмов и сериалов за рубежом. По его словам, арабская культура в целом «коллективистская», там очень приветствуется контент, ориентированный на семью, – семейные комедии, мелодрамы, приключенческие фильмы, большим спросом пользуется анимация.
Специфика региона в том, что аудитория ценит в контенте элементы люкса, роскошь в интерьерах, костюмах и т. д., продолжает он: «И в этом смысле российские исторические костюмные драмы, сериалы им очень интересны».
«Наш путь к этому рынку облегчает то, что наши традиционные ценности близки местному зрителю, тогда как контент, производимый стриминговыми гигантами в рамках мировой повестки, все больше противоречит культурным ценностям этих стран, – считает Модестова. – Так что поэтапно мы, вероятнее всего, закрепимся на рынке Ближнего Востока. И можно ожидать, что в ближайшие пару лет экспорт кино на эти территории существенно вырастет».
В подготовке статьи участвовала Галина Казакулова