Россияне стали чаще совершать покупки через WhatsApp и Telegram

Это связано с увеличением охвата мессенджеров после блокировки западных соцсетей
Мессенджеры имеют большой потенциал как канал продаж
Мессенджеры имеют большой потенциал как канал продаж / Евгений Разумный / Ведомости

Почти 40% россиян (39,3%) в ноябре 2022 г. совершили покупки в мессенджерах, следует из данных исследования сервиса сквозной аналитики Calltouch. Это на 11 п. п. больше, чем в феврале. 2840 из 10 000 опрошенных, как следует из данных Calltouch, покупали товары в WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России), 1090 – в Telegram. При этом 6070 респондентов ответили отрицательно на вопрос о совершении покупок в мессенджере.

Исследование проводилось методом опроса на платформе «Яндекс.Взгляд» в ноябре 2022 г. Респонденты – 10 000 россиян в возрасте 18–55 лет.

В 2021 г. рынок социальной коммерции, который включает в себя продажу товаров через мессенджеры, вырос на 30% до 1,4 трлн руб., оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Его лидерами являются сервисы Avito и «Юла». На продажи в мессенджерах в 2021 г., по оценке Бурмистрова, приходилось лишь 1–2% этого рынка.

Механизм совершения покупок, по словам директора департамента по развитию бизнеса компании «Рексофт» Николая Потапова, как правило, следующий: клиент может не делать дополнительные шаги по переходу в корзину или личный кабинет, а оплатить товар по ссылке на платежный шлюз из чата и продолжить общаться с ассистентом колл-центра: «Это сокращает дистанцию в продажах и повышает средний чек, что сегодня очень востребовано».

Мессенджеры имеют большой потенциал как канал продаж, считает коммерческий директор Calltouch Артур Саркисян. «Трафик здесь будет расти во многом благодаря тому, что привычные инструменты и способы контакта с аудиторией российскому бизнесу теперь недоступны на неопределенный срок», – объясняет он.

В марте этого года в России были заблокированы соцсети Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta). Тогда же соцсеть TikTok самостоятельно ввела ограничения для россиян из-за закона о фейках: сейчас в ней нельзя публиковать контент, а также проводить прямые эфиры из России.

В результате аудитория зарубежных соцсетей существенно упала. В октябре в Instagram ежедневно заходило 8,6 млн россиян старше 12 лет, что на 77,5% меньше, чем в феврале, следует из данных Mediascope. Ежедневная аудитория Facebook упала за тот же период на 80,8% до 1,7 млн пользователей. Аналогичный показатель TikTok сократился на 6,2% до 31 млн человек.

Россиян затянули соцсети

Общая аудитория рунета составляет сейчас 103 млн россиян старше 12 лет, или 84% населения страны, следует из данных Mediascope (данные за март – август 2022 г.). В среднем, по данным на сентябрь, россиянин проводит в интернете 3 минуты 48 секунд в сутки. Больше всего времени люди тратят на соцсети (19% от среднесуточного времени нахождения в интернете), на просмотр видео (18%), на общение в мессенджерах (16%.)

Главным бенефициаром ограничения работы западных соцсетей в России стал мессенджер Telegram: его ежедневный охват увеличился на 70,6% до 46,9 млн россиян старше 12 лет. Аудитория «В контакте» выросла на 12% до 51,9 млн пользователей указанной возрастной категории. Аналогичный показатель WhatsApp увеличился на 3,3% и составил 73,5 млн человек. При этом ежедневная аудитория «Одноклассников» упала на 0,4% до 19,9 млн посетителей.

Потенциально мессенджеры действительно перспективный канал продаж, но их функционал на текущий момент ограничен, считает директор Института исследований интернета Карен Казарян. Система встроенных платежей пока только тестируется Telegram, у WhatsApp их нет, поясняет он. «Сейчас клиент может заказать товар в чате с сотрудником магазина или через бота и затем оплатить по ссылке на платежную форму. Но первый вариант требует времени и человеческих ресурсов. А разработка специального бота – довольно больших финансовых затрат», – объясняет Казарян.

С точки зрения функционала Telegram – удобный канал для продажи товаров, думает Бурмистров. В то же время, отмечает он, у мессенджеров пока сильно ограничены возможности для роста в сегменте социальной коммерции, поскольку у них еще слабо развита инфраструктура, обеспечивающая защиту от мошенничества.