Детское издательство «Росмэн» займется выпуском молодежной литературы
Это один из самых динамично растущих сегментов книжного рынка – в среднем до 30% в годИздательство «Росмэн», специализирующееся на детской литературе, начнет выпускать young adult литературу и комиксы, рассказал «Ведомостям» его директор Борис Кузнецов. Эти направления будут, по его словам, развиваться в рамках импринта (подразделение издательства по конкретной тематике), который получил название «Кислород». Объем инвестиций в запуск импринта Кузнецов не раскрыл.
В «Кислороде» будет выделено пять тематических направлений – темное фэнтези, молодежная драма, комиксы, произведения с азиатскими мотивами и ретеллинги (фэнтезийные романы, в которых переосмысливаются сюжеты мифов, сказок или классической литературы), уточнил Кузнецов. У издательства уже есть права на выпуск зарубежных young adult бестселлеров, в их числе «Книжная кухня» кореянки Ким Чжи Хе и «Четвертое крыло» Ребекки Яррос из США. Сейчас, как отметил директор «Росмэна», ведутся активные переговоры с российскими писателями, а также азиатскими (прежде всего китайскими) и западными авторами комиксов. Кроме того, «Росмэн», по его словам, планирует участвовать во всех торгах и тендерах на права топовых произведений.
Young adult литература – это произведения, рассчитанные на молодежь, где обязательным условием является главный герой – молодой человек, а в основе сюжета процесс его становления, поясняет продюсер направления подростковой литературы издательской группы «Альпина» Мария Нестеренко. В этом смысле, как отметила она, young adult мало чем отличается от романа воспитания.
Что такое «Росмэн»
Холдинг «Росмэн», в который входит одноименное издательство, ранее специализировался на продаже только детских товаров – книг и игрушек. В 2021 г. выручка головного ООО «Росмэн» по РСБУ составила почти 4,5 млрд руб., а чистая прибыль – 148,6 млн руб., следует из базы данных «СПАРК–Интерфакс». Издательство «Росмэн», по собственной оценке компании, занимает 3,5–5% российского книжного рынка.
Целевая аудитория young adult литературы такая же, как и ее герои: молодые люди в возрасте 14–25 лет, говорит гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев. Ядро аудитории сегмента – 25–35 лет, утверждает Нестеренко, ссылаясь на собственное фокус-исследование. Феномен популярности young adult литературы у этой возрастной категории, как предполагает она, связан с тем, что современная молодежь вступает во взрослую жизнь позже, чем их родители. Сегмент young adult литературы и комиксов составляет порядка 16% книжного рынка и растет в среднем до 30% в год, знает Капьев. Весь книжный рынок в 2021 г. вырос лишь на 13% до 95 млрд руб., следует из данных издательской группы «Эксмо-АСТ». Ключевыми игроками на рынке young adult литературы являются Like Book и Freedom (импринты издательства «Эксмо») и АСТ, говорит Капьев. Доля рынка у каждого из них, уточняет он, составляет около 20%.
Кузнецов оценивает рост сегмента молодежной литературы в 25% ежегодно. Выпуск young adult литературы и комиксов станет драйвером выручки издательства, поскольку его темпы роста выше рынка, уверен он. «Мы надеемся, что следующий год даст прирост выручки издательства в районе 15–16%, в том числе за счет включения в оборот young adult и комиксов», – говорит топ-менеджер.
Импринт «Кислород» через 2–3 года может занять 10–15% этого сегмента, рассчитывает Кузнецов. Новый импринт «Росмэна» может занять конкурентную долю в динамично растущем сегменте при условии креативного маркетинга, считает Капьев.
Но с покупкой прав европейских книг, вполне вероятно, могут возникнуть проблемы: многие издательства и литературные агентства больше не работают с Россией, замечает Нестеренко. В этом смысле планы «Росмэна», связанные с книжным рынком Азии, кажутся вполне разумными, добавляет она.
У нового игрока и сегмента young adult в целом могут возникнуть серьезные препятствия, связанные и с внутренними факторами. В октябре Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете ЛГБТ-пропаганды среди россиян всех возрастов. В случае его принятия новое законодательство может отсечь существенную часть ассортимента молодежной литературы, считает шеф-редактор журнала «Книжная индустрия» Елена Соловьева.