Sony Pictures нашла способ локализовать свой бизнес в России
Но перспективы выпуска фильмов этой голливудской студии в российский прокат пока туманныКомпания «Сони пикчерс продакшнс энд релизинг» (СППР; юрлицо российского бизнеса голливудской студии Sony Pictures) 7 октября сменила название на «Контент-клуб», обнаружил корреспондент «Ведомостей» в базе «СПАРК-Интерфакс». Пост гендиректора в ней сохранил Антон Сиренко, не изменился и владелец – зарегистрированная в штате Делавэр SPPR Holdings Russia. Российская компания сменила название в связи с тем, что SPPR Holdings Russia перешла под контроль российского топ-менеджмента, пояснил Сиренко «Ведомостям». Сейчас совладельцы этой компании, по словам Сиренко, – это он сам и его партнер, которого топ-менеджер не назвал. Сделка, как утверждает Сиренко, была денежной, ее стоимость он раскрыть отказался.
В марте 2022 г. голливудские мейджоры Sony Pictures, UPI, Disney, Paramount (выпускала фильмы в России через партнера – кинодистрибутора «Централ партнершип») приостановили выпуск своих киноновинок в нашей стране. На их долю приходилось порядка 70% всего российского бокс-офиса в 2021 г. (совокупные кассовые сборы фильмов составили 40,7 млрд руб., по данным государственного Фонда кино).
В планах «Контент-клуба» – кинодистрибуторская деятельность и инвестиции в российское кинопроизводство. В мае 2020 г. Сиренко в интервью отраслевому изданию «Бюллетень кинопрокатчика» говорил о том, что для СППР «локальный контент всегда был стратегическим направлением». Компания была, в частности, соинвестором и прокатчиком фильмов Федора Бондарчука «Сталинград» (сборы – 1,6 млрд руб.; здесь и далее данные «Бюллетеня кинопрокатчика»), «Притяжение» (почти 1,1 млрд руб.) и «Вторжение» (962,2 млн руб.), кинофраншизы «Лед» (первая часть собрала в прокате 1,45 млрд руб., вторая – 1,47 млрд руб.).
В 2020 г. СППР стала эксклюзивным дистрибутором проектов продюсера Сергея Сельянова. К примеру, выпущенная СППР в феврале 2021 г. в прокат фэнтезийная комедия «Конек-горбунок» заработала 1,2 млрд руб. Среди релизов других российских проектов, прокатчиком которых была СППР, – «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова, фильмы Кирилла Серебренникова «Лето» и «Петровы в гриппе», «Девятаев» Тимура Бекмамбетова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и т. д.
Инвестировать в российское кинопроизводство компания планирует собственные средства, привлечение стратегического инвестора или партнера на данный момент не планируется, говорит Сиренко. Выручка СППР по РСБУ в 2021 г. составила 7,05 млрд руб., чистая прибыль – почти 155 млн руб., следует из «СПАРК-Интерфакса». Как правило, схема распределения кассовых сборов фильмов выглядит следующим образом: кинотеатры оставляют себе 50% сборов, 12–15% от оставшейся половины сборов (т. е. 6–7,5% от всей суммы) получает прокатчик, остальное достается создателям.
«По условиям сделки к нам перешли как пассивы, так и активы СППР. В том числе остались действующие лицензионные контракты на ранее вышедшие в России проекты студии. Вопроса о дистрибуции новинок Sony Pictures в повестке обсуждения пока нет», – рассказал Сиренко.
Кассовые сборы СППР в России, согласно данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в 2021 г. чуть выше официальной выручки – 7,99 млрд руб. (издание учитывает сборы по «докатыванию» фильмов, выпущенных в 2020 г.). С этим показателем компания занимает третью позицию в топ-5 крупнейших дистрибуторов России. Первое место (11,25 млрд руб.) у UPI, которая выпускала в России фильмы сразу двух голливудских мейджоров – Universal Pictures и Warner Bros. (с марта 2021 г.).
В сентябре бывшие топ-менеджеры UPI и Рубен Дишдишян, продюсер и основатель «Марс медиа» (вместе с топ-менеджментом этой кинокомпании), учредили кинопрокатную компанию «Атмосфера кино». 51% в ней получили Дишдишян и топ-менеджеры «Марс медиа». О планах дальнейшей работы в России либо о ее полном прекращении ни Disney, ни Paramount (глобальные офисы или локальный менеджмент и партнеры) пока публично не объявляли.
В структуре кассовых сборов в России доля локального контента у СППР «существенная»: в 2021 г. на прокат российских фильмов пришлось почти 2,3 млрд руб., т. е. почти треть (29%) от всех сборов компании за указанный период, обращает внимание главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев. Но о масштабах «локализованного» бизнеса «Контент-клуба», пока нет плана по релизам компании, говорить преждевременно, считает он. СППР, по его словам, на многих своих, в том числе российских, релизах доказала, что за счет работы по продвижению фильмов она может увеличивать кассовый потенциал фильма.
«В компании «Контент-клуб» будут работать люди, знакомые рынку. И у кинотеатров будет понимание, что это те, кто имеет мейджорский опыт, соответственно, они могут обеспечивать фильмам полноценную рекламную кампанию и PR. Поэтому, вероятно, фильмы, которые будет прокатывать «Контент-клуб», будут пользоваться у кинотеатров несколько большим доверием, чем картины других компаний», – резюмировал эксперт.
У СППР и Сиренко помимо прокатного опыта есть также хорошая мейджорская киноэкспертиза и польза для российского кино очевидна, говорит руководитель исследований Института кино ВШЭ Олег Иванов. Кроме того, такая «локализация» бизнеса мейджора, как считает он, – это «своеобразный мостик»: «В случае если Sony Pictures захочет вернуть в Россию свои киноновинки, делать она, вероятнее всего, это будет через понятного ей партнера».