«Ростелеком» ищет себе место на edtech-рынке
Телекомоператор интересуется покупкой активов в сегменте детского образованияГосударственный телекомоператор «Ростелеком» планирует выйти на edtech-рынок и присматривается к активам на нем, рассказали «Ведомостям» три топ-менеджера крупных онлайн-школ и собеседник, знакомый с планами M&A «Ростелекома». Компанию интересует сегмент детского образования, объектом для поглощения или покупки доли сейчас может стать онлайн-школа «Интернетурок», говорят два собеседника «Ведомостей».
В «Ростелекоме» и «Интернетуроке» от комментариев отказались.
У «Ростелекома» уже есть крупные цифровые медиаактивы, например видеосервис Wink. В январе – июне 2022 г. Wink, по данным «ТМТ консалтинга», занял 10% сегмента (весь рынок видеосервисов – 32,6 млрд руб.). Также телекомоператор развивает цифровые образовательные проекты «Ростелеком лицей» (для учеников 1–11 классов) и платформу для общения школьников и учителей «Сферум» (СП с холдингом VK).
Сегменты дошкольного и дополнительного школьного образования наиболее интересны инвесторам. В 2021 г. на долю привлеченных в эти сегменты средств пришлось 79% инвестиций на рынке онлайн-образования (их совокупный объем составил $149,2 млн), следует из исследования edtech-компании «Нетология». Интерес к сегменту детского образования сохранился, несмотря на снижение активности инвесторов на рынке онлайн-образования в этом году: во II квартале инвестиции составили 650 млн руб., что в 3,8 раза меньше, чем в IV квартале 2021 г. Крупнейшей в апреле – июне 2022 г. стала сделка с участием российской онлайн-платформы профориентации для школьников «Профилум», в которую VEB Ventures (венчурный фонд ВЭБ.РФ) вложил 520 млн руб., указано в исследовании «Нетологии».
Интерес инвесторов к детскому сегменту обусловлен тем, что он, во-первых, один из крупнейших и, во-вторых, в меньшей степени подвержен колебаниям спроса, говорит Дарья Рыжкова, основатель агентства Smart Ranking (выпускает edtech-рэнкинг). В 2021 г. выручка топ-100 edtech-компаний составила 73 млрд руб., сегмент детского образования – 21 млрд руб., следует из данных Smart Ranking. Рост сегмента держался на уровне рынка – 70% и 69,7% соответственно. По итогам II квартала этого года сегмент составил 5,2 млрд руб. и вырос на 22% год к году. Весь топ-100 компаний вырос на 10,7% и достиг 19,3 млрд руб.
Что такое «ИнтернетУрок»
«Интернетурок» – образовательный сервис для учеников 1–11-го классов, который предлагает материалы по основным предметам школьной программы (№ 21 в рейтинге Smart Ranking по итогам II квартала 2022 г.). Владельцами ООО «Интерда» (юрлицо «Интернетурока») являются Павел Арсеньев (ему принадлежит 94% онлайн-школы) и Юрий Гребенюк (6%), следует из «СПАРК-Интерфакса». Выручка сервиса в 2021 г. составила 707,6 млн руб., чистый убыток – 70,7 млн руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка считают, что сделка M&A «Ростелекома» и «Интернетурока» может быть выгодна обеим компаниям.
Логично, что «Ростелеком» имеет амбиции на этом рынке, особенно в текущей ситуации: госкомпании и компании, аффилированные с государством, имеют больше возможностей для инвестирования, чем частные фонды, говорит аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергей Либин. «Edtech-актив может органично вписаться в цифровую экосистему, которую выстраивает «Ростелеком», – считает он.
По оценке Либина, мультипликатор [при сделках M&A] на edtech-рынке сейчас составляет 2–3 годовые выручки. Гендиректор «Нетологии» Марианна Снигирева оценивает его в 2–2,5 годовой выручки. Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский говорит о более широком диапазоне – 0,5–3 выручки за год.
Большая база пользователей может позволить «Ростелекому» конкурировать в сегменте с крупными образовательными холдингами на рынке – VK и TalentTech. VK принадлежат доли в образовательных платформах для детей «Учи.ру» (25%), «Тетрика» (45%), «Алгоритмика» (7,88%), а TalentTech – 88,28% в «Грумелоне», который владеет онлайн-школой «Фоксфорд».
Интерес «Ростелекома» к активу объясняется тем, что сегмент школьного образования сейчас растет опережающими темпами: на это повлияли пандемия, «digital-кочевничество семей с детьми» (родители путешествуют, а дети удаленно учатся), говорит сооснователь бизнес-клуба Reforma и образовательных проектов «Нетология» и «Фоксфорд» Максим Спиридонов. «А с учетом того, что этот сегмент начинают регулировать на законодательном уровне, уже онлайн-школе логично объединиться с компанией, близкой к государству», – объясняет он. Кроме того, на рынке сейчас практически полностью отсутствуют частные инвестиции, что делает возможную сделку привлекательной для «Интернетурока», добавляет Рыжкова.