Инвестиции в российский edtech рухнули в 2022 году

По итогам года вложения в рынок онлайн-образования впервые могут упасть, прогнозируют его участники
По итогам 2022 г. инвестиции в российский edtech покажут отрицательную динамику/ Unsplash

Инвестиции в edtech-рынок во II квартале 2022 г. составили около 650 млн руб., следует из исследования Smart Ranking (есть в распоряжении «Ведомостей»). Это в 3,8 раза меньше, чем в IV квартале 2021 г., когда объем инвестиций составил около 2,5 млрд руб. В I квартале 2022 г. инвестиции упали относительно IV квартала 2021 г. на 25% до 1,5 млрд руб.

Самая крупная сделка за II квартал – инвестиции VEB Ventures (венчурный фонд ВЭБ.РФ) в размере 520 млн руб. в российскую онлайн-платформу профориентации для школьников «Профилум», указано в исследовании. На эту сделку пришлось 80% от общих инвестиций за квартал. Средства планируется направить на развитие дистрибуции на российском рынке, создание новых продуктов и решений.

Суммы других инвестиций, как указано в исследовании, были значительно ниже: сервис для занятий с репетиторами TutGood привлек порядка 50 млн руб. от сервиса поиска специалистов «Профи». А соцсеть для управления сообществами (например, родительскими чатами и университетскими клубами) Memfer с помощью бизнес-ангелов закрыла раунд на 10 млн руб. Инвестиции привлек и сервис по поиску менторов в диджитал-профессиях Solvery, но их размер не раскрывается.

По итогам 2021 г. совокупная выручка топ-100 edtech-компаний достигла 73 млрд руб., а суммарный объем инвестиций в этот сегмент – около 14 млрд руб., следует из данных Smart Ranking. Согласно исследованию edtech-компании «Нетология» за 2021 г., 57% от общего объема инвестиций в российское онлайн-образование вложили частные фонды, 33% – корпоративные инвесторы, 7% – государственные фонды, 3% – бизнес-ангелы. Доля иностранных инвестиций в edtech за указанный период составила 33%.

Самым популярным инвестиционным направлением, по данным «Нетологии», в прошлом году было дошкольное и дополнительное школьное онлайн-образование. В совокупности на эти сегменты пришлось 79% привлеченных средств. Причем более распространены на рынке сделки поздних стадий – B и C: они составили 80% от совокупного объема инвестиций в 2021 г.

По итогам 2022 г. инвестиции в российский edtech покажут отрицательную динамику, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты и участники рынка. Падение инвестиций составит 70–80% год к году, прогнозирует руководитель edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Основатель «Нетология-групп» и Digital Dolina Максим Спиридонов считает, что совокупный объем инвестиций рухнет в 2021 г. в 3–5 раз. Ожидает снижения активности инвесторов в секторе и управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. Но от более точных прогнозов он отказался.

«Сейчас падение инвестиционной активности зафиксировано на всех рынках, и ключевая причина одна – непрогнозируемая экономическая ситуация», – объясняет Царевская-Дякина.

Частные инвестиции сойдут на минимум, а государственных бюджетов на рынке станет больше, предполагает гендиректор «Нетологии» Марианна Снигирева. Инвесторы, как поясняет она, перераспределяют свои активы на зарубежные стартапы с российскими корнями: «Повышенная активность видна в Латинской Америке, Индии и Индонезии». Доля инвестиций государственных фондов будет расти, согласна Царевская-Дякина: «Эти деньги, а также государственные меры поддержки (гранты, льготные займы, компенсации) позволят отрасли выжить».

80%

от всех инвестиций в edtech во II квартале 2022 г. пришлось на одну сделку ВЭБ.РФ на 520 млн руб.

Детское образование останется привлекательным сегментом для инвесторов, отмечает гендиректор онлайн-школы Maximum Education Михаил Мягков. Также им могут быть интересны сегменты B2B и взрослого дополнительного образования, особенно в части IT-профессий, поскольку эти направления сейчас являются востребованными, добавляет он.

При этом рынок ждет череда сделок M&A, прогнозирует Царевская-Дякина. Управляющий директор образовательного холдинга Ultimate Education Никита Подлипский это подтверждает. В ближайшем будущем, как отмечает он, компания планирует сделки M&A в рамках своей стратегии. «Мы получили уже десятки предложений купить небольшой проект, и почти всегда это история про то, что основатель хочет выйти из бизнеса и уехать из России», – сообщила Снигирева, не уточнив, планируется ли приобретение этих активов.

О перспективах самого рынка онлайн-образования мнения экспертов и участников рынка разошлись. Представители компаний прогнозируют рост рынка в 2022 г. Подлипский думает, что он составит 30–50%, Снигирева говорит о возможном росте на 20%. «Драйверы, которые могут помочь достичь этих показателей, – это рост спроса на программирование и государственные проекты. Барьеры – снижение доступного трафика и падение платежеспособности населения», – резюмирует она.

Эксперты, наоборот, считают, что рынок упадет. По прогнозу Спиридонова, на 5–10%. Царевская-Дякина оценивает возможное падение в 30%.