«Дом Дракона»: новым игрокам приготовиться
Сможет ли приквел «Игры престолов» исправить ошибки провального финалаВсего через день после мировой премьеры на HBO 22 августа – на видеосервисе «Амедиатека» состоится официальная премьера первого эпизода «Дома Дракона», одного из самых ожидаемых проектов года. Это приквел популярного сериала «Игра престолов», который расскажет о вражде внутри клана Таргариенов.
Действие развернется за 200 лет до событий «Игры престолов». Иными словами, никто из полюбившихся героев не появится на экране даже в эпизоде. Действующими лицами будут их прапрапрадедушки и прапрапрабабушки, а рассказанные события во многом предопределят грядущие трагедии. Ожидания высоки, но и зрительский скепсис очевиден. Почему – разбирались «Ведомости».
Отцы драконов
В фокусе истории «Дома Дракона» династический кризис на вымышленном континенте Вестерос. Более столетия страной управляет аристократический род Таргариенов, который именует себя Домом Дракона. И это не поэтическая метафора, а гордая констатация факта: Таргариены обладают способностью подчинять себе летающих ящеров (что в полной мере продемонстрировала в «Игре престолов» и Дейенерис Таргариен – Мать драконов, сыгранная Эмилией Кларк). Собственно, именно благодаря огнедышащим союзникам основатель династии Эйегон I Завоеватель в свое время подчинил себе весь материк и основал династию. По его приказу мечи противников сплавили в Железный трон – символ власти над Семью королевствами.
В первом эпизоде (а всего их будет десять) трон занимает потомок Эйегона I – Визерис I (Пэдди Консидайн, играл в «Острых козырьках» и «Типа крутых легавых»), миролюбивый и добрый правитель. Но слишком мягкий для своего века и крайне недальновидный. В полной мере эти качества проявились в вопросе престолонаследия. Согласно традиции главным претендентом на корону после смерти монарха должен стать первенец. Но на беду у Визериса родилась дочь – Рейнира (Эмма Д’Арси из сериала «Искатели правды»). Лорды признают ее наследницей и покорно присягают, не желая ослушаться еще живого и здравствующего короля. Только вряд ли она может надеяться на реальную поддержку: женщины еще никогда не правили Вестеросом.
Казалось бы, спустя годы проблема решается сама собой. После смерти матери Рейниры Визерис женится вторично – на подруге дочери (!) и ее ровеснице, первой красавице королевства Алисенте (Оливия Кук, звезда блокбастера «Первому игроку приготовиться»). В этом браке наконец рождаются мальчики. Алисента справедливо надеется, что кто-то из ее детей унаследует власть, но обычно уступчивый Визерис именно здесь проявляет неожиданную твердость – и отказывается пересматривать свое решение. При наличии сводных братьев наследницей все равно считается Рейнира.
Наконец, своих амбиций не скрывает и младший брат короля Визериса Дейман (Мэтт Смит, 11-й «Доктор Кто»), опытный воитель, наездник драконов и давний противник своего венценосного родственника. Дейман уверен, что именно он более других подготовлен к тому, чтобы занять Железный трон, и у него немало сторонников. В такой ситуации новая игра престолов практически неизбежна. От малейшей искры может возгореться пламя гражданской войны.
Наследники «Престолов»
«Игра престолов» до сих пор остается одним из главных феноменов поп-культуры последних десятилетий. После выхода восьмого сезона прошло уже три года, но фэнтези-сага, как сообщили в пресс-службе «Амедиатеки», ежемесячно входит в топы самых популярных сериалов онлайн-кинотеатра. Заключительный сезон стал не только самым популярным (за первые шесть недель его посмотрели на «Амедиатеке» и на партнерских площадках 16,2 млн раз), но и самым спорным. Эти серии получили самые низкие оценки за всю историю проекта на сайтах Rotten Tomatoes (рейтинг финального эпизода у критиков – 47%), Metacritic (пользователи дали 2,6 балла из 10) и IMDb (4,1 из 10). Помимо понятного скепсиса в отношении продолжений именно смазанный финал саги отчасти снижает ожидания от «Дома Дракона».
Долгая песнь Мартина
В прошлом году HBO подписал пятилетний контракт с Джорджем Р. Р. Мартином, в рамках которого он поработает не только над проектами вселенной «Игры престолов». Среди прочего в его планах экранизация фантаста Роберта Желязны.
Фанаты, конечно, не в восторге, потому что все сторонние активности отвлекают от главного. Писатель все никак не закончит шестую книгу из запланированных семи в цикле «Песнь Льда и Пламени», в которой он должен рассказать свою версию уже экранизированных в «Игре престолов» событий. По последней информации, уже написано более 1000 страниц, но конкретные сроки боится называть даже сам автор.
Показательно, что шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс (подписывается просто как Д. Б. Уайсс), чью карьеру фактически уничтожил последний сезон (в сети до сих пор не утихла волна фанатской ненависти), никакого отношения к продолжению не имеют. При этом преемственность с оригиналом, конечно, прослеживается. Один из шоураннеров «Дома Дракона» – Мигель Сапочник, постановщик знаменитой серии «Битва бастардов», он же поставил пилот и еще два эпизода нового сериала. Второго шоураннера – Райана Кондала (в его фильмографии сценарии к экшену «Рэмпейдж» и фантастическому сериалу «Колония») предложил сам автор книжного цикла Джордж Р. Р. Мартин – они подружились почти 10 лет назад. Кондал в интервью подчеркивает, что он скорее фанат первоисточника, чем экранизации.
Вернулся создатель легендарной музыкальной темы – немецкий композитор Рамин Джавади. Визуальными эффектами занималась та же студия Pixomondo, отвечавшая в оригинальном сериале за сцены с драконами (за работу в «Игре престолов» они получили три премии «Эмми»). В приквеле им явно прибавилось работы. Если на службе у Дейенерис было всего три рептилии, то здесь их будет сразу 17. И каждая со своим уникальным дизайном и характером.
Словом, негласное правило успешного продолжения соблюдено: базовые элементы формулы сохранены, а масштаб увеличен. Как писал Variety со ссылкой на источник, бюджет первого сезона «Дома Дракона» составил около $200 млн (один эпизод стоил порядка $20 млн), что больше затрат на финальный и самый масштабный сезон оригинала (там был ценник $15 млн за серию). Цифры впечатляющие, но не рекордные. В Amazon выложили за конкурирующий фэнтези-сериал по мотивам «Властелина колец» более чем в 2 раза больше. Производственные затраты на первый сезон «Колец власти» (показ запланирован на сентябрь) то же издание оценивает в $465 млн.
Оправданная жестокость
Финал «Игры престолов» вызвал острую реакцию аудитории из-за потери главного конкурентного преимущества. Сериал полюбили за сложно устроенную драматургию писателя Джорджа Р. Р. Мартина, разыгранную с нетипичной для современного телевидения почти средневековой жестокостью. Однако сериал снимался быстрее, чем писались книги. Начиная с пятого сезона, авторы убежали вперед и стали использовать черновые наработки писателя, заполняя лакуны собственной фантазией. Сам Мартин лишь консультировал, но в написании сценариев не участвовал. В итоге от фирменной сложности и жестокости не осталось и следа. Персонажи стали площе, их поступки зачастую были слабо мотивированы, сюжетные траектории страдали схематизмом.
$465 млн
выложил Amazon за конкурента «Дома Дракона» – сериал по мотивам «Властелина колец», который выйдет в сентябре
На первый взгляд кажется, что приквел учел ошибки предшественника. Да, Мартина снова нет среди сценаристов – он стабильно отказывается работать в этом качестве до окончания романа «Ветра зимы». Но сценарий «Дома Дракона» основан на его законченной и опубликованной книге «Пламя и кровь» (у которой, впрочем, тоже заявлено продолжение). Важная деталь – это не роман в привычном понимании, а 500-страничная стилизация под историческую хронику, и писалась она первоначально для путеводителя по миру цикла «Песнь Льда и Пламени» как чисто фанатское чтение. Сюжет описан широкими мазками – годы, а то и десятилетия пересказываются одной страницей.
С романами, которые легли в основу сериала «Игра престолов», эту «хронику» просто невозможно сравнивать. Важное ноу-хау Мартина-романиста – повествование в тех, основных книгах цикла, начиная с «Игры престолов» (которая подарила название всей экранизации), ведется попеременно от лица разных персонажей. Мы подробно узнаем историю каждого участника драмы, его точку зрения на происходящее, досконально разбираемся в мотивах его поступков, отчего помимо нашей воли возникает эмпатия. В итоге в саге нет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев – как нет и явного протагониста, которому бы автор симпатизировал больше прочих. К чести Бениоффа и Уайсса, эту амбивалентность хорошо передают первые сезоны – зритель сочувствует всем, даже откровенным (вроде бы) злодеям.
Такая сложная драматургия требует не только таланта и ремесла, но и времени. Не случайно Мартин работает над серией уже больше 30 лет – из-за необходимости придумать в мелочах целый мир и кропотливой работы над персонажами. И, как показали последние сезоны «Игры престолов», даже если сохранить арки героев и ключевые сюжетные повороты, но пожертвовать дотошностью Мартина в проработке деталей и психологических нюансов, магия улетучивается. Иными словами, авторы «Дома Дракона» с самого начала находятся в неравном положении с создателями оригинального сериала – у них нет форы в пять книг, они сразу стартуют с той позиции, к которой предшественники пришли только в середине проекта.
Вселенная расширяется
На «Дом Дракона» уже есть первые положительные отклики – американским критикам показали первую серию. Еще один пристрастный зритель посмотрел почти весь сезон целиком – сам Мартин. Создатели регулярно показывали писателю смонтированный черновой материал, и он делился впечатлениями в своем блоге на официальном сайте. Последний подробный пост Мартин написал в начале июня по итогам девяти просмотренных серий. Прежде всего он подчеркнул, что это «действительно моя история», режиссура и сценарий «первого класса». Также Мартин похвалил работу артистов – и прежде всего Пэдди Консидайна в роли Визериса: тот «смог наделить своего героя трагичным величием».
Однако справедливости ради стоит отметить, что Мартин благожелательно отзывался и о создателях «Игры престолов» и, более того, вступился за них, когда интернет-аудитория обрушилась на шоураннеров после показа восьмого сезона. «Я не понимаю, как люди могут так сильно ненавидеть то, что когда-то любили. Если вам не нравится шоу, ну так просто не смотрите его», – рассуждал он в майском интервью The Independent.
Несколько трагикомична история его участия в пиар-кампании «Дома Дракона». Сначала Мартин отказался присутствовать на фестивале Comic-Con в Сан-Диего из-за новой вспышки коронавируса, потом все-таки его убедили приехать, и он таки подхватил на конвенте ковид. К счастью, быстро оправился, но в итоге пропустил закрытую премьеру в Лос-Анджелесе.
Источники Redanian Intelligence сообщают, что уже пишется второй сезон «Дома Дракона», хотя официально об этом пока не объявлено. В HBO ведут себя более осторожно, чем конкуренты: второй сезон тех же «Колец власти» разрабатывался параллельно с первым.
«Дом Дракона» – первый спин-офф «Игры престолов», но далеко не единственный. Создатели планируют развивать франшизу по примеру «Звездных войн»: как сеть сериалов, частично объединенных общими героями в единую вселенную.
Проект под названием «Девять путешествий» расскажет об одном из протагонистов «Дома Дракона» – мореплавателе по прозвищу Морской змей. «Десять тысяч кораблей», видимо, будут посвящены событиям, которые отделяет от «Игры престолов» тысяча лет, а именно походу принцессы Нимерии на страну Дорн, что на юге Вестероса. Название третьего фильма, «Блошиный конец», намекает на место действия – район трущоб в Королевской гавани (здесь скрывалась Арья после казни ее отца Неда Старка). Кроме того, возможно, будет экранизирован цикл Мартина «Повести о Дунке и Эгге» – о путешествиях странствующего рыцаря и его оруженосца (который тоже из рода Таргариенов).
Была также информация о взрослом анимационном сериале. Кроме того, в июне было объявлено об идее первого сиквела «Игры престолов», в котором была бы рассказана последующая судьба Джона Сноу (инициатива исходила от Кита Харингтона, исполнителя этой роли). Но ни одному из перечисленных проектов пока не дали зеленый свет.