Клиенты Geekbrains подали второй коллективный иск к онлайн-школе
Компания отказывается возвращать деньги за курсы, от которых отказались сами студентыВ Савеловский районный суд Москвы 26 июля был подан второй коллективный иск к онлайн-школе Geekbrains, сообщила «Ведомостям» Юлия Алейник, руководитель группы юристов сервиса DestraLegal.ru, который представляет интересы заявителей. «Ведомости» ознакомились с его копией.
Поводом для иска стал отказ EdTech-компании возвращать деньги за онлайн-курсы в начале обучения, следует из текста иска. Заявители – 102 студента, сумма иска – 25,7 млн руб., которая включает в себя стоимость оплаченных курсов, неустойку за отказ удовлетворить требования потребителей и компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. на каждого участника.
Представитель Geekbrains подтвердил, что случаи, когда «кому-то из студентов может не подойти конкретный курс», действительно бывают в практике онлайн-школы: «Мы помогаем пользователям с подбором альтернативных вариантов бесплатной замены образовательной программы».
Первый коллективный иск к Geekbrains из-за отказа вернуть средства клиентов был подан в декабре 2021 г. Изначально в нем участвовали 24 студента. Общая сумма их требований на тот момент составляла 4,5 млн руб. В тот раз EdTech-компания урегулировала конфликт во внесудебном порядке, выплатив им около 2 млн руб., рассказала Алейник.
Суд не квалифицировал изначальный иск к Geekbrains как коллективный и оставил его без рассмотрения по существу, утверждает в свою очередь представитель онлайн-школы.
Чему учат в Geekbrains
Geekbrains предлагает студентам курсы дополнительного профессионального образования по IT-специальностям, маркетингу и дизайну. Их стоимость варьируется от 15 000 до 400 000 руб. Компания входит в образовательный холдинг Skillbox Limited (№ 1 в рейтинге онлайн-школ Smart Ranking по итогам 2021 г.), контрольный пакет акций (50,06%) которого принадлежит компании VK. По итогам 2021 г. выручка ООО «Гикбреинс» (юрлицо Geekbrains) составила 3,06 млрд руб., чистый убыток – 601 млн руб., следует из базы данных «СПАРК-Интерфакса».
Как и в случае с первым иском, в рамках второго обращения заявители оспаривают пункты договора оферты. Это, в частности, пункт 5.1 приложения к договору оферты, согласно которому в течение трех дней со дня покупки клиент мог вернуть 100% стоимости курса, в течение 14 дней – 30%, в срок от 14 до 30 дней – 15%. По истечении срока в 30 дней студент не мог получить обратно свои средства за обучение. В некоторых случаях, как отмечает Алейник, доступ непосредственно к приобретенному курсу, а не к вводным урокам Geekbrains открывает только по истечении 30 дней с момента покупки. «Этот пункт оферты противоречит закону «О защите прав потребителей», где указано, что потребитель может потребовать возврата денег в любое время», – отмечается в исковом заявлении. В этом же законе описан и механизм, который предусматривает, какую часть стоимости курса исполнитель может удержать в свою пользу: потребитель должен возместить ему «фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору».
Спорным также является пункт 1.4 договора оферты, согласно которому оказанной услугой считается предоставление онлайн-школой доступа к своей платформе. Но, как указано в иске, сам по себе доступ к платформе без оказания образовательных услуг не представляет блага для потребителя.
25,7 млн руб.
составляет сумма коллективного иска к Geekbrains, заявителем по которому выступают 102 студента этой
Опрошенные «Ведомостями» юристы считают, что указанные пункты оферты действительно можно оспорить в суде.
Пока в законодательстве и у высших судебных инстанций нет четких разъяснений, стоит ли включать в расходы исполнителя, например, затраты на аренду, оплату труда сотрудников и т. д., но в любом случае рассчитать долю для каждого отдельного заказчика не представляется возможным, соответственно, пункт 5.1. приложения оферты некорректен, говорит адвокат бюро Asterisk Родион Ларченко.
«Такие расходы не могут составлять 100% от стоимости услуг, поскольку это противоречило бы цели коммерческой организации – извлечению прибыли», – резюмирует эксперт.
Если пользователь получает доступ ко всей информации не сразу, а постепенно, то и считать услугу оказанной можно только с момента получения доступа к 100% информации, добавляет, в свою очередь, руководитель практики разрешения споров юрфирмы Savina Legal Артем Баринов.
Основатель юридической фирмы компании KIP LegalTech Павел Катков, наоборот, считает, что в некоторых случаях онлайн-школа может удержать в свою пользу полную стоимость обучения. Например, если пользователь отказался от курса с ограниченным количеством мест.