«Архстояние-2022»: человек создан для счастья

Участники фестиваля в «Никола-Ленивце» расскажут об обретении опоры и надежды в меняющемся мире
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Спустя 17 лет с момента проведения первого «Архстояния» в арт-парке «Никола-Ленивец» фестиваль стал одним из самых важных событий современного искусства в России. Чтобы создать шедевры, органичные природной среде, сюда приезжают художники со всего мира, а вслед за ними зрители, чтобы увидеть их творения.

Среди тех, кто представлял здесь свои проекты, звезды европейской архитектуры Франсуа Рош и Адриан Гейзе, прославленное архитектурное бюро West 8. Всего за время существования «Архстояния» в нем приняли участие более 170 авторов. Среди тем, которыми задавались фестивали прошлых лет, – «Как жить», «Убежище», «Лень», «Со-здание».

В 2021 г. архитекторы исследовали в «Никола-Ленивце» тему «Личное» (тогда на «Архстояние» приехало 11 000 человек), и художник Владимир Наседкин построил слегка накренившийся 20-метровый забор. Он символизировал собой Россию, качнувшуюся не то на Запад, не то на Восток.

После того как сама история «выправила» творение художника, иностранцы на выставку не приехали, а организаторы обозначили тему фестиваля этого года как «Счастье есть?», подразумевая, что утвердительный ответ на этот вопрос сейчас от всех требует дополнительных усилий. И фестиваль может помочь их совершить.

Искусство по любви

Арт-парк «Никола-Ленивец» – точка наиболее интенсивного развития отечественного ленд-арта. Он находится в Калужской области вблизи одноименной деревни, на территории Национального парка «Угра». Первые свидетельства о местных поселениях относятся к III тысячелетию до нашей эры. В этих местах в XV в. произошло историческое событие, положившее конец татаро-монгольскому игу, – Великое стояние на реке Угре.

Именно здесь бывший участник художественной группы «Митьки» Николай Полисский открыл для себя новое направление художественного творчества. Впервые он побывал здесь в конце 80-х. В середине 90-х построил дом. А в начале нулевых начал новый отсчет художественной деятельности, превратившись из художника, который работает кистью и красками, в художника, взаимодействующего с природным материалом, иногда совсем недолговечным.

Его первой масштабной акцией вблизи деревни Никола-Ленивец было возведение зимой 2000-го армии снеговиков. Концепция проекта была придумана вместе с Константином Батынковым – еще одним московским художником, вошедшим в состав «Митьков».

Вырваться из стен консервативных музеев

Работа с недолговечным материалом – часть изначальной концепции ландшафтных артистов, противопоставивших себя искусству, ориентированному на арт-рынок, искусству, которое можно продать. Ленд-арт позволил художникам вырваться из стен консервативных музеев и галерей и напрямую обратиться к аудитории. Более того, зритель, соприкасающийся с ленд-артом, может оказаться внутри арт-объекта и таким образом стать его частью.
Ленд-арт отчасти противопоставляет себя и ландшафтному дизайну, появившемуся вместе с рукотворными садами, одной из вершин которого является парк в Версале – творение французских ландшафтных архитекторов XVII в. Но если традиционный ландшафтный дизайн предполагает желание упорядочить природу, подчинить ее своей воле либо, как в парке «Зарядье», желание подражать ей, то задача мастера ленд-арта – диалог с природой на равных.

Вдвоем они слепили три снеговика. И только с помощью местных жителей число снежных фигур удалось увеличить до двух сотен. Идея этой акции родилась из созерцания Полисским бескрайних снежных полей и желания использовать устилающий их бесплатный материал. При этом производство снеговиков все-таки стоило денег. По воспоминаниям художника, они платили за каждого по 10 руб. Год спустя число снеговиков превысило 500.

Вслед за «Армией снеговиков» Полисский возвел в Никола-Ленивце башню из сена – 8,5 м в высоту и 13 м диаметром в основании. Для нее потребовалось 25 т сухой травы. И снова ничего рационального в мотивации ее воздвижения. Ни снеговиков, ни башню нельзя продать. Ими можно только любоваться.

«Войти в пейзаж» – так формулировал для себя первоначальную задачу Николай Полисский, когда, оставив холст и краски, начал работать с природными материалами. Сейчас «Никола-Ленивец» – самый большой (площадь – 650 га) арт-парк в Европе. Число посетителей парка достигает 250 000 человек в год.

В поисках счастья

Тема «Архстояния-2022», не имеющего аналогов ни в момент возникновения, ни сейчас, – «Счастье есть?». Знак вопроса в конце формулировки – призыв к осознанности. Кураторы фестиваля не сомневаются, что счастье существует. Его не может не быть, как бы наивно эти слова сейчас ни звучали.

В тексте манифеста фестиваля его авторы пишут о человечестве, которое сейчас проезжает один темный тоннель за другим, и каждый раз, как бы длинны эти тоннели ни были, оно надеется на свет и стремится к нему изо всех сил. Преодолели пандемию, и вдруг новое испытание, за счет которого тоннель «вытянулся так далеко и витиевато, что света и не видно». Остается лишь надеяться и продолжать движение.

Все, кто в этом году приедет в «Никола-Ленивец», разделят и веру в арт-парк как в чудо постиндустриальной креативной экономики, как в сбывшуюся утопию и в то, что, собравшись всем вместе и сыграв один большой спектакль-фестиваль, можно исправить любую проблему во внешнем мире. Иногда для этого достаточно усилить надежду на то, что она разрешима.

В этом году в «Никола-Ленивце» построен самый высокий за всю историю парка объект – 29-метровая башня «Мавзолей мечты». Она сложена слоями из самых разнообразных материалов: от костей животных до пластика и битого стекла. А на вершине – оазис из искусственных пальм. Ее автор – опытнейший архитектор Тотан Кузембаев, на протяжении многих лет специализирующийся на проектах деревянных домов, настоящий фанат дерева как материала, делающий выбор в его пользу как раз в силу того, что он наиболее доступен и наносит минимальный вред окружающей среде.

Спроектированная Кузембаевым для «Архстояния» башня олицетворяет те человеческие и природные жертвы, которые были принесены во имя великой мечты. На пути к неведомому счастью человечество бездумно растрачивает природные ресурсы, вынужденно переходя на искусственные материалы и еду. А мечта как была недостижимой, таковой и остается. И что же видят люди, обернувшись? Мусор, высохшие реки и выжженные поля. Но надежда на лучшее все-таки остается.

Число арт-объектов парка в этом году пополнится «Аквариумом» Сергея Шеховцова – местом обитания рыб, увеличенным в 10 раз и превратившимся в пространство для людей с искусственной экосистемой и пляжем. По замыслу автора здесь они смогут обрести чувство беззаботности.

650 га

составляет площадь «Никола-Ленивца», это самый большой арт-парк в Европе

На три дня в «Никола-Ленивце» откроется «Санаторий сна». Его автор Роман Сакин продумал все условия для того, чтобы выспаться: скучная лекция, оркестр, который будет играть мелодии для сна, хор зевающих людей, мультипликационная еда из сна и успокоительные травяные чаи, книга для записи увиденных сновидений.

Архитектор, участник первого «Архстояния» Александр Бродский для фестиваля этого года придумал проект «Шесть соток», который иллюстрирует разрешенную площадь садового или дачного участка в советские времена, где сотка – не только единица измерения дачных и садовых участков, но и «загадочная единица измерения счастья» советского человека.

Музыка на Огненной сцене

Музыкальная программа «Архстояния-2022» предполагает не просто концерт, а перформанс, в котором зрители участвуют наравне с музыкантами. Каждая сцена создана для конкретного музыкального спектакля. Ее конструкция вписана в ландшафт.

Акапельный секстет Pole, поющий народную музыку сразу на нескольких языках, в том числе русском, сербском и хорватском, и сопровождающий ее битбоксом, будет выступать на Огненной сцене, расположенной внутри большого огненного круга.

Спектакль-концерт с участием коллективов «Буерак», «Свидание», «Космос на потолке», самородка из Самары Шарлот и музыканта группы «ДДТ» Павла Додонова начнется после полуночи в овраге со стелющимся туманом.

На Акустической поляне, в естественной окруженной лесами низине, расстелют изотермическую пленку 100 на 100 м с металлическим напылением. Днем музыканты будут играть на ней, а вечером вместе со слушателями заберутся под покрывало, и концерт состоится уже под ним.

Театральная программа фестиваля начнется уже в автобусе, который едет в Калужскую область. В одном из них московский художник Габбилен Галычев устроит спектакль – автобусную экскурсию.

В самом арт-парке можно будет наблюдать работы режиссера Дмитрия Волкострелова. В одной из них 12 перформеров будут проживать фестивальный день, а зрители смогут наблюдать за тем, как те ищут счастье. Еще одна фестивальная работа Волкострелова называется так же, как и башня Тотана Кузембаева, – «Мавзолей мечты». Его посетителям придется решить: «Может ли сосуществовать здесь и сейчас мавзолей как пространство упокоения и мечта как пространство воображения».

Проект «Яртария» предлагает отправиться на поиск ковшей, кастрюль, кружек, разбросанных по территории «Никола-Ленивца». В один из дней фестиваля они должны стать музыкальными инструментами для оркестра. По замыслу автора проекта Нище Бро, чем громче прозвучит оркестр, тем сильнее и ярче будет счастье.

Среди других развлечений на фестивале: кинетические игрушки для взрослых, возможности подняться над арт-парком на автовышке, покувыркаться в большой грязевой яме, оказаться в пространстве, где плачут все, и поплакать без зазрения совести, поиграть в кикер на 16 человек, в котором не будет ни победителей, ни побежденных, пройти путем личной трансформации, включающим игровые практики, упражнения, снимающие телесные зажимы, и задания, позволяющие принять себя.

И если после всего этого счастье так и не придет, можно будет по меньшей мере удостовериться, что «Никола-Ленивец» по-прежнему существует. Как и мы все. А значит, надежда на счастье по-прежнему есть.