Герои Disney: уже без Винни-Пуха, но с «Тачками»
Как на доходах медиакорпорации скажется потеря прав на ключевых мультперсонажейТигра убит. Иа-Иа съеден Винни-Пухом и Пятачком после того, как Кристофер Робин уехал в колледж и перестал их кормить. Озлобившись, они пошли убивать – почему-то красивых девушек, а не остальных обитателей леса. Таково краткое содержание британского слеш-хоррора «Винни-Пух: Кровь и мед» (Winnie the Pooh: Blood and Honey), снятого всего за 10 дней. Бюджет фильма не раскрывается, но, судя по тизеру, он явно не голливудский.
Подобное творческое прочтение стало возможным в связи с тем, что в январе 2022 г. авторские права на персонажей книг Алана Милна про Винни-Пуха истекли и они стали общественным достоянием. Теперь кто угодно может делать почти что угодно с этими персонажами – со всеми, кроме Тигры, поскольку его Милн придумал на два года позже. Поэтому в хорроре все события с Тигрой происходят за кадром, чтобы не было повода для иска.
Права именно на отрисованных персонажей у Disney еще остаются как минимум до 2061 г. Поэтому Пятачок и Винни-Пух в британском хорроре – это скорее Кабан Полтинник с впечатляющим набором клыков и похмельного вида Вениамин Пух, одетый как дровосек. Но это далеко не все трансформации, которые предстоят популярным персонажам Disney. Уже в 2024 г. у медиакорпорации истекут права и на Микки-Мауса.
Медвежонок на миллиарды
Первая книга о Винни-Пухе (Winnie-the-Pooh) вышла в1926 г. Игрушку Кристофера Робина назвали в честь медведицы Виннипег из Лондонского зоопарка и лебедя по кличке Пух. Ставшие классическими изображения персонажей нарисовал известный карикатурист Эрнест Шепард. Через два года вышла вторая книга Милна – «Дом на Пуховой опушке» (The House at Pooh Corner, 1928), где впервые появился Тигра.
Гей Гэтсби
С персонажами, потерявшими правовую защиту, сразу же начинают твориться странные вещи. Например, год назад роман «Великий Гэтсби» стал достоянием общественности, и сразу же оказалось, что у его главного героя нетрадиционная ориентация (в романе «Гей Гэтсби» – The Gay Gatsby) и он вообще вампир (в романе «Гэтсби – восставший из мертвых» – The Great Gatsby Undead).
А вот с Тарзаном ничего такого не произошло, хотя первая книга вышла еще в 1912 г. Его создатель Эдгар Райс Берроуз предусмотрительно оформил торговую марку «Тарзан», объясняет на своем сайте юридическое агентство Lucentem.
Disney не может сделать то же самое на многих персонажей. Например, большинство его принцесс вроде Золушки или Спящей красавицы – не оригинальные персонажи, Disney владеет правами на свой вариант их изображения, но никак не на имя.
В 1929 г. эксклюзивные права у Милна купил продюсер Стивен Шлезингер. А в 1961 г. выкупил у его вдовы Disney, а также приобрел права на созданные Шепардом изображения. Позже наследники Шлезингера долго пытались отсудить Винни-Пуха обратно, но не преуспели.
Первый диснеевский мультик «Винни-Пух и медовое дерево» (Winnie the Pooh and the Honey Tree) вышел в 1966 г. В нем Винни-Пух пытается добыть с помощью шарика мед у пчел, а потом идет в гости к Кролику и попадает в безвыходное положение. Там же впервые появляется персонаж, которого в книге не было, – придуманный Диснеем суслик. Второй мультфильм, «Винни-Пух и день забот» (Winnie the Pooh and the Blustery Day), получил «Оскара» как лучшая анимационная короткометражка. В 1970-х гг. сюжеты мультфильмов перестают иметь что-то общее с историями Милна.
С 1969 по 1972 г. создавался и советский цикл мультфильмов про Винни-Пуха. Но так как авторские права были у Disney, то путь на западные фестивали творению Федора Хитрука и Бориса Заходера оказался закрыт. С такой же проблемой сталкивался любой, кто пытался обыграть образ Винни-Пуха. Художник из Лос-Анджелеса Люк Макгарри с детства влюбился в книгу Милна и рисовал комиксы про его героев. Но вынужден был скрывать их от широкой публики – стань они вирусными в интернете, Disney мог бы подать иск. Макгарри оттянулся на полную 1 января этого года: как только действие авторских прав истекло, он принялся выкладывать свои рисунки.
Всего Винни-Пух и другие обитатели Стоакрового леса с того момента, как права на них получил Disney, могли заработать для компании более $80 млрд. Это, как писала в прошлом году USA Today, – одна из самых ценных медиафраншиз в мире. По разным оценкам, в год она приносит Disney от $3 млрд до $6 млрд благодаря прибыли от товаров с символикой, прав на мультфильмы и изображения персонажей в компьютерных играх, а также от тематических зон в Диснейлендах и т. д.
В свою очередь, Forbes пишет, что порой медвежонок Пух и его друзья оказывались для Disney даже прибыльнее Микки-Мауса и компании (Гуфи, Плуто, Дональд Дак и т. д.). В 2002 г. мышонок с компанией заработали $4,7 млрд, а Винни-Пух и все-все-все – $5,9 млрд.
Кумир и детей, и взрослых
Микки-Маус не был первым героем Уолта Диснея. Великий аниматор начинал в 1927 г. с кролика Освальда (Oswald the Lucky Rabbit). Но многие ли о нем сейчас помнят? Права на кролика принадлежали Universal Studios, с которой Дисней вскоре поссорился из-за бюджета. Он хотел больше финансирования, а студия приказывала урезать расходы на 20%. В итоге Universal Studios осталась с кроликом, которого так и не смогла раскрутить, а Дисней в следующем же году показал публике Микки-Мауса.
Мышонок тот, права на которого истекут у Disney в 2024 г., мало похож на современного Микки-Мауса. В 1928 г. у мышонка были глаза-точки, он не носил перчаток (их наденут в 1929 г.) и имел совершенно другое строение тела. В первых мультфильмах Микки-Маус мог курить, пить и хулиганить, отмечает Fast Company. Но со временем успокоился и приобрел все атрибуты жизни среднего класса: дом, жену, машину.
Первые пять лет Микки-Маус и друзья зарабатывали для Уолта Диснея по $1 млн в год только на продаже товаров со своим изображением, пишет журнал Fast Company. С учетом инфляции сейчас это было бы около $20 млн. Поначалу товары предназначались в основном для детей: мягкие игрушки, игрушечные поезда, обои для детской. Но в 1939 г. Диснею написали военнослужащие авианосца USS Wasp («Оса»). Они хотели рисовать мультперсонажей на своих самолетах, чтобы поднять людям настроение. Тогда-то Дисней и задумался о том, что его герои не должны держаться в стороне от происходящего во взрослом мире.
$67,4 млрд
составила выручка Disney в 2021 г. Из них $50,9 млрд – сегмент Disney Media and Entertainment Distribution, $16,5 млрд – парки и развлечения, товары с изображениями героев
В войну Дисней не только рисовал мультфильмы, высмеивающие Гитлера. Его герои тоже участвовали в пропаганде. Казначейство США напечатало Микки-Мауса на облигациях военного займа. Выходили плакаты с диснеевскими персонажами. Например, Микки-Маус держит в одной руке телефонную трубку, а в другой – подзорную трубу. Плакат призывал граждан следить за небом и сообщать, если появятся самолеты врага. «Микки-Маус» – таков был пароль для входа на одно из совещаний на британской военно-морской базе на Ла-Манше перед высадкой в Нормандию.
В итоге аудитория Микки-Мауса и компании изменилась, заключает Fast Company. После войны спрос на товары с изображением диснеевских персонажей резко вырос среди взрослых, их изображения можно было встретить на фонографах, радиоприемниках и даже грелках. Микки-Маусу к тому времени исполнилось уже почти 20 лет, а значит, аудитории первых мультфильмов о нем было лет 30.
Был и еще один фактор. В послевоенные годы люди отчаянно нуждались в символе мирной, спокойной жизни – и Уолту Диснею удалось превратить мышонка в такой символ. В статье 1947 г. The New York Times писала, что, по ее подсчетам, за год было продано товаров с персонажами Disney на $100 млн. Конечно, к тому времени в обойме мультстудии были и Белоснежка, и Пиноккио, и Бэмби, и многие другие... «Но Микки-Маус продается лучше всех!» – уверяла газета.
По оценкам CNN, в 2013 г. Микки-Маус и его друзья принесли Disney $4 млрд – столько же, сколько все принцессы Диснея – от Белоснежки до Мериды. Винни-Пух и другие обитатели Стоакрового леса заработали в тот год $2 млрд – это столько же, сколько куда более современные «Тачки», впервые вышедшие на экраны в 2006 г. На третье место CNN поставила «Историю игрушек». К тому времени первому полнометражному мультфильму о приключениях игрушек было уже почти 20 лет, а последнему – три года. Но их герои смогли заработать за указанный период только $1 млрд. Такую же сумму в бюджет Disney принесли дебютировавшие в 2013 г. персонажи «Холодного сердца».
Патентные войны
Этих доходов могло и не быть, ведь Disney должен был потерять права на своих героев уже давным-давно. Первый закон об авторском праве, принятый в 1790 г., предусматривал 14-летнюю охрану прав и продление еще на 14 лет, если к тому моменту автор был еще жив. Затем этот срок продлили. Микки-Маус получил защиту на 28 лет с возможностью пролонгации еще на столько же. Он должен был стать общественным достоянием еще в 1984 г., а Винни-Пух – на два года раньше. Disney это не устраивало. Корпорация принялась активно лоббировать продление срока охраны авторских прав. В 1976 г. конгресс поправил закон. Для новых объектов авторские права сохранялись в течение 50 лет после смерти автора. А для старых был установлен срок в 75 лет от даты появления. Это дало Disney дополнительных 19 лет – до 2003 г.
Не дожидаясь этого срока, Disney снова начал кампанию. По подсчетам юристов Lucentem, корпорация пожертвовала почти $150 000 на кампании политиков, которые в 1997 г. проголосовали за новый вариант закона об авторских правах. Его прозвали «Законом о защите Микки-Мауса», он был единогласно принят палатой представителей и сенатом. Теперь Микки-Маус принадлежит Disney до 2024 г., Плуто – до 2026 г., Гуфи – до 2028 г., Дональд Дак – до 2030 г., первая диснеевская принцесса, Белоснежка, – до 2032 г., Пиноккио, Дамбо и Бэмби – до второй половины 2030-х гг., а вторая принцесса, Золушка, – до 2045 г.
С 2006 г. Disney лоббировал более 19 законопроектов об авторских правах, требующих продления срока защиты. Но сейчас он забросил эти усилия, пишет Lucentem. В прошлом веке вопросы авторского права не особо интересовали широкую общественность. Но с повсеместным проникновением интернета эта тема стала выходить на первый план. В 2011 г. в палату представителей был внесен законопроект SOPA (Stop Online Piracy Act) против интернет-пиратства. Он вызвал настолько масштабные протесты, что конгрессмены были вынуждены отказаться от него (формально его отложили на неопределенный срок). Disney мог бы попытаться продлить патентную защиту до 100 лет или больше. Но, похоже, он понимает, что это вызовет крайне негативную реакцию в обществе. Теперь подобный лоббизм расценивается как попытка набить карманы избранных компаний.