В Госдуме предложили защитить билборды от хакеров

Создание единого оператора цифровых рекламных конструкций не убережет их от взлома, считают эксперты
Согласно законопроекту, разместить информацию на рекламных конструкциях можно будет только через ресурс, который создаст и будет контролировать единый оператор цифровой наружной рекламы/ Евгений Разумный / Ведомости

В Госдуму 8 июля был внесен законопроект о создании единого оператора цифровых рекламных щитов и электронных объявлений физлиц (размещен в базе законопроектов Госдумы).

Сейчас размещение информации на цифровых рекламных конструкциях предполагает в том числе применение иностранного ПО, которое может использоваться для показа антироссийской пропаганды, пояснил «Ведомостям» автор законодательной инициативы депутат Госдумы Артем Кирьянов. «Мы видели, как откровенно русофобские кампании и шквал фейковых новостей наводнили ныне запрещенные социальные сети Facebook и Instagram (запрещены в РФ, принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). Информационное давление на россиян идет по всем каналам коммуникаций, поэтому важно иметь механизмы для предотвращения информационных диверсий», – считает он.

Среди причин появления запрещенной информации на рекламных щитах – кибератаки и хулиганские действия, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. В России были такие прецеденты. В 2014 г. в Санкт-Петербурге на цифровом билборде появился проукраинский лозунг. В 2020 г. в Новосибирске хакеры транслировали эротический контент на рекламном экране, размещенном на фасаде многоквартирного дома (аналогичный случай произошел на Садовом кольце в Москве в 2010 г.). В этом году был взломан рекламный щит на Черкизовской улице в Москве: на нем показали двух обнимающихся мужчин.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, весь рынок наружной рекламы в России в 2021 г. вырос на 40% к 2020 г. и на 3% к 2019 г. и составил 45 млрд руб. Объем размещений рекламы на цифровых конструкциях в прошлом году увеличился на 69% до 14,7 млрд руб.

Согласно законопроекту, разместить информацию на рекламных конструкциях можно будет только через ресурс, который создаст и будет контролировать единый оператор цифровой наружной рекламы. Оператор также займется верификацией рекламного контента, контролем за техническим состоянием конструкций и защитой персональных данных, размещенных на информационном ресурсе. По требованию федеральных ведомств он должен будет удалять рекламный контент со всех цифровых экранов.

При этом, как следует из законопроекта, оператор получит возможность без торгов заключать 30-летние договоры на установку своих цифровых конструкций на земле, находящейся в государственной собственности, а также размещать цифровую рекламу на государственном и муниципальном транспорте в течение того же срока.

Единый оператор будет определен в течение 30 дней с момента вступления закона в силу. Претенденты, указано в законопроекте, должны будут соответствовать ряду условий: наличие российского юрлица, которое не контролируется иностранными собственниками, также эта компания должна быть системообразующей организацией российской экономики, осуществляющей деятельность рекламных агентств.

Этим критериям соответствуют только две компании – Gallery и Russ Outdoor (являются системообразующими). 73,6% Russ Outdoor принадлежит ООО «Стинн», оставшиеся 26,4% – у банка ВТБ. Gallery с 2018 г. полностью владеет холдинг «Медиа 1», куда входят телеканалы «Муз ТВ», Ю, Disney, радиохолдинг «Выбери радио» и т. д. В конце 2021 г. компании объявили о стратегическом партнерстве. Совокупный объем цифровых конструкций двух компаний по всей России насчитывает более 1300 экранов.

В законопроекте также есть требование о том, что компания-оператор должна иметь собственные цифровые рекламные конструкции на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в городах федерального значения. Ему соответствует только компания Russ Outdoor – она размещает рекламу в московском метро, на остановках наземного общественного транспорта столицы, на вокзалах РЖД и в аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербурге.

Представитель Gallery воздержался от комментариев о едином операторе, отметив, что в компании изучают законопроект. Представитель Russ Outdoor отказался от комментариев.

«Ведомости» запросили ФАС России комментарии о том, проходил ли законопроект экспертизу на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что проблему взлома цифровых рекламных конструкций вряд ли получится решить таким способом. Угроза взлома есть всегда, но инициатива по созданию единого оператора – не что иное, как предлог для монополизации рынка цифрового outdoor, считает директор по закупкам наружной рекламы Media Direction Group Сергей Гумель. «Уверен, ни к чему хорошему это не приведет. Стоимость инвентаря возрастет, а бюджеты в канале коммуникации сократятся. Говорить о наиболее вероятных претендентах (на роль единого оператора. – «Ведомости») сложно, поскольку все зависит от того, кто именно лоббирует данную инициативу», – резюмировал эксперт.

Закон о создании единого оператора цифровой наружной рекламы будет избыточным и сам по себе не решит проблему взлома рекламных конструкций, говорит гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. «Если государство считает билборды источником опасности, достаточно было бы расширить на компании наружной рекламы действие закона о критической информационной инфраструктуре, который предписывает определенным предприятиям проходить сертификацию, подключаться к «ГосСОПКА» (Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. – «Ведомости»)», – отметил он.

Лука Сафонов, технический директор компании «Синклит», специализирующейся на сетевой безопасности и защите, напротив, считает такую идею «здравой». По его словам, это позволит контролировать недостоверные сведения от потенциально неблагонадежных рекламодателей: «Можно будет, к примеру, по жалобе централизованно отключить недостоверную рекламу сразу на всех площадках».