Создатель фильмов Кирилла Серебренникова больше не работает приоритетно для ivi
Сотрудничество в рамках first look deal за год так и не дошло до съемокСделка first look deal (дает заказчику право приоритетного отбора проектов производителя) ivi с Hype Film, которая была заключена в июле прошлого года и давала видеосервису право первому выбирать проекты этой кинокомпании, больше не действительна, рассказали «Ведомостям» три собеседника, знакомых с деталями сотрудничества партнеров. Эта компания известна прежде всего как создатель фильмов Кирилла Серебренникова «Ученик», «Лето» «Петровы в гриппе», «Жена Чайковского», сериала для more.tv «Домашнее поле».
Также, по словам двух из источников «Ведомостей», недействительна и сделка first look deal ivi c Владимиром Масловым (продюсер фильма «Миллиарды» и сериала «Топи» видеосервиса «Кинопоиск»).
Hype Film по условиям двухлетнего контракта должна была представить ivi разработку (сценарий и пилот) не менее 20 сериалов, четыре из которых обязана была снять (по два в год). Контракт Маслова также был двухлетним, он должен был представить ivi 20 проектов и спродюсировать шесть из них, которые выберет видеосервис.
Но за год, как отмечают собеседники «Ведомостей», партнеры так и не дошли до запуска проектов в производство.
В ivi подтвердили «Ведомостям» эту информацию. Директор ivi Originals Вадим Соколовский объяснил, что видеосервис переходит к работе с продюсерами и авторами «на рыночных условиях». «Мы проактивно реагируем на экономическую и индустриальную ситуацию, сложившуюся за последние месяцы», – заявил Соколовский.
Основатель и совладелец Hype Film Илья Стюарт также подтвердил прекращение действия сделки first look deal с ivi, но от дальнейших комментариев отказался. С Масловым на момент публикации связаться не удалось.
Представитель Wink (видеосервис «Ростелекома») сообщил, что в работе сейчас совместный проект Hype Film, но детали не раскрыл. По итогам его реализации, отметил он, может быть рассмотрено расширение сотрудничества. Еще один проект Hype Film может выйти на Okko, рассказал источник «Ведомостей» в этом видеосервисе: «О производстве договорились, в ближайшее время будет подписание». От официальных комментариев в Okko отказались.
Ivi – крупнейший видеосервис в России, по итогам 2021 г. его доля на рынке по выручке составила 25%, весь рынок – 45,9 млрд руб., следует из данных «ТМТ консалтинга». В июне 2020 г. ivi получил кредит на 3,7 млрд руб. от Альфа-банка. В мае 2021 г. видеосервис привлек еще $250 млн от консорциума инвесторов, в числе которых были «ВТБ капитал», Millhouse Романа Абрамовича и акционеры ivi – Baring Vostok, РФПИ и др. Заявлялось, что часть средств ivi направит на оригинальные проекты.
Как устроена сделка first look deal
Как правило, классическая схема first look deal предполагает единовременную выплату вознаграждения автору за то, что он показывает свои проекты сначала именно той компании, с которой заключил контракт. Вилка размера вознаграждения, как рассказывали ранее «Ведомостям» два продюсера и топ-менеджер крупной медиакомпании, довольно большая – от 10 млн руб. (для физлица, например сценариста) до 100 млн руб. (для кинокомпаний с именем). Этот платеж не включен в сумму гарантированного производства.
Медиакомпании и ранее подписывали креативные кадры, но до 2021 г. эти сделки, как правило, были единичными. В прошлом году видеосервисы активизировали производство. В итоге в 2021 г. производство сериалов в России выросло в 1,5 раза до 229 шт. (длиной более четырех эпизодов). Половина из них вышла на интернет-платформах, следует из данных портала kino-teatr.ru.
Контентный бум обострил конкурентную борьбу за кадры и подстегнул медиакомпании и видеосервисы к подписанию контрактов. В марте 2021 г. эксклюзивный контракт с Жорой Крыжовниковым (сценарист кинофраншизы «Горько!») подписала «Национальная медиа группа». В апреле того же года следку first look deal с Валерием Тодоровским, одним из создателей фильма «Стиляги» и сериала «Оттепель», подписал телеканал ТНТ (входит в «Газпром-медиа»).
Рекордсменом стал ivi, который весной – осенью 2021 г. заключил семь сделок. Пять из них – это first look deal, две – эксклюзивные контракты с кинокомпанией «Среда» (сериалы «Триггер», «Троцкий», «Пищеблок» и др.) и писателем, сценаристом и продюсером Сергеем Минаевым (книга и фильм «Духless», книга и сериал «The телки» и т. д.).
First look deal – рабочий механизм взаимодействия между создателем и заказчиком, считает сооснователь кинокомпании «Место силы» Валерий Федорович (руководил ТВ3, был генпродюсером 1–2–3 Production, который известен как создатель сериала «Эпидемия»).
«Мы довольно давно стали это делать. И с компаниями, и с талантами. Со стороны и тех, кого подписывают, и тех, кто подписывает, – говорит Федорович. – Главный из плюсов – если ты заказчик, спишь спокойно, не беспокоясь, что упустишь интересный проект. Минусы – это стоимость, которая на растущем рынке пробивала небо. Подводный камень – first look deal работает по-настоящему круто, только если на стороне заказчика есть экспертиза проектов. И он может адекватно оценить сценарий, понять, нужен ли он ему».
Подписание first look deal никому не дает гарантий и ожидать быстрых результатов от них не стоит, это скорее сотрудничество на вырост, считает гендиректор «МТС медиа» (управляет видеосервисом Kion) Игорь Мишин.
«Чтобы заказчик получил достаточно конкурентного контента от одной студии, потребуется в среднем 2–3 года, – говорит Мишин. – А к таким срокам выстраивания отношений в рамках first look deal пока мало кто готов. Не стоит забывать и про притирку подрядчика и заказчика по форматам, жанрам, смыслам. От сторон это потребует определенных компромиссов».
Сделки first look deal, как прогнозирует Мишин, не станут в России основным трендом и, вероятнее, будут носить единичный характер.