Российские киносети прекратили выплаты голливудским мейджорам за уже вышедшие фильмы
Это стало ответом на прекращение выпуска новых релизов в РоссииОтечественные киносети весной перестали платить голливудским мейджорам Universal, Disney, Warner Bros., Sony и представляющим их интересы в России компаниям за уже вышедшие фильмы, рассказали «Ведомостям» собеседники в этих компаниях. От официальных комментариев в указанных компаниях отказались. По словам источников «Ведомостей», сейчас должники – практически все кинотеатры страны, но основной долг сформировали крупнейшие прокатчики, в их числе объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино», «Премьер-зал», «Киномакс» и т. д.
Долги, которые были сформированы за прокат фильмов до марта, ушли в заморозку, основные суммы – за февральское кино, в существенном объеме – за январь 2022 г., частично – за декабрь 2021 г., говорит топ-менеджер российского офиса одного из голливудских мейджоров и подтверждают его коллеги.
Информацию о долгах перед голливудскими мейджорами «Ведомостям» подтвердили три топ-менеджера крупных киносетей из топ-10 (от официальных комментариев в киносетях также отказались). Как пояснили «Ведомостям» собеседники в киносетях, заморозка – ответная мера за прекращение выпуска новых релизов в России, что привело к падению кассовых сборов, так что и платить стало просто нечем.
Из-за СВО на Украине в марте о приостановке деятельности в России заявили Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount. По данным консалтингового агентства «Эстимейт компани», кассовые сборы кинотеатров в марте – мае 2022 г. составили 4,8 млрд руб., что в 2 раза меньше, чем за тот же период 2021 г. (10,3 млрд руб.). Всего на долю зарубежных кинолент, по данным государственного Фонда кино, в 2021 г. пришлось 74,4% от всего бокс-офиса страны, составившего 40,7 млрд руб.
В зависимости от киносети доля Голливуда могла быть существенно выше: достигать и даже превышать 80%, говорят два топ-менеджера киносетей. Часть выпадающих доходов кинотеатры компенсировали альтернативным контентом – фильмами Болливуда, европейским арт-хаусом, показом концертов и спортивных событий и т. д. Но в совокупности на него приходится не больше 15%, говорит один из собеседников «Ведомостей». По его словам, эта сумма вместе со сборами российских фильмов составляет порядка 35%, а вот оставшиеся 65% пока ничем восполнить просто невозможно.
В худшем положении, по словам источников «Ведомостей», оказалась Sony Pictures Productions and Releasing, которая прокатывает фильмы Sony Pictures.
В конце 2021 – начале 2022 г. именно она выпустила наибольшее количество крупных релизов, в числе которых «Человек-паук: Нет пути домой» (вышел в декабре 2021 г., сборы – 2,98 млрд руб., здесь и далее – данные ЕАИС Фонда кино), «Анчартед: На картах не значится» (вышел в декабре 2021 г., сборы – 1,5 млрд руб.).
В лучшем положении Paramount, поскольку долгов у киносетей перед ней нет. Фильмы этой студии в России прокатывает дистрибутор «Централ партнершип» (ЦПШ, входит в «Газпром-медиа»), а это российская компания, ей кинотеатры платят, пояснил логику топ-менеджер крупной киносети. Гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин подтвердил «Ведомостям» информацию о том, что у киносетей нет задолженности за прокат фильмов Paramount.
Заложниками этой ситуации стали и российские продюсеры. Выплаты киносети прекратили, по словам собеседников «Ведомостей» в киносетях и офисах западных мейджоров, не только за голливудские фильмы, но и за совместно снятые российскими продюсерами и американскими мейджорами проекты – в тех случаях, если у киноленты прокатчиком был российский офис западной компании. К примеру, в такой ситуации оказались создатели популярной кинофраншизы «Последний богатырь» – студия Yellow, Black & White, снявшая все три ее части с партнером, российским офисом Disney. Киносети, по словам собеседников «Ведомостей», сформировали долг за прокат третьей части «Последний богатырь: Посланник тьмы», поскольку его дистрибутором была Walt Disney Studios. Фильм вышел в прокат 23 декабря 2021 г. и при бюджете в 454,2 млн руб. заработал 2,2 млрд руб., став самой успешной частью франшизы. Первая часть (премьера в октябре 2017 г.) собрала 1,66 млрд руб., вторая, вышедшая в январе 2021 г., – более 2 млрд руб.
Именно прокатчик является контрагентом для кинотеатров и получает комиссию от сборов фильма, поэтому выплаты за прокат третьей части «Последнего богатыря» были прекращены, поясняет логику решения топ-менеджер крупной киносети. Как правило, кинотеатры получают 50% кассовых сборов. 12–15% от оставшейся половины сборов (т. е. 6–7,5% от всей суммы) получает прокатчик, остальное достается создателям.
В российском офисе Disney отказались от комментариев. Генпродюсер Yellow, Black & White Денис Жалинский подтвердил «Ведомостям» информацию о том, что кинотеатры сформировали долг за прокат фильма «Последний богатырь: Посланник тьмы».
«На сегодняшний день продюсеры фильма недополучили от кинотеатров более 200 млн руб., – говорит он. – Безусловно, это очень неприятная ситуация, которая в том числе повлияла на наши планы по производству новых полнометражных фильмов. Надеюсь, что меры по поддержке кинотеатров, разработанные правительством Москвы, помогут вернуть хотя бы часть этих денег».
Если киносети не хотят или не могут платить мейджорам напрямую, относя их к недружественным правообладателям, они по недавнему указу президента могут вносить платежи для них на спецсчета типа «О», говорит управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев. Тогда, по его словам, у создателей фильма «Последний богатырь» (как у его правообладателей) теоретически появится возможность получить деньги.
«Второй вариант – Yellow, Black & White необходимо договориться с партнером о передаче прав требования к кинотеатрам на свою долю сборов и решать проблемы с задолженностью киносетей тем способом, который сочтут возможным, – путем досудебного урегулирования или обращения в суд, – продолжает он. – Третий вариант – Yellow, Black & White обращается в суд за взысканием задолженности с прокатчика – Walt Disney Studios». Но, как предполагает Журавлев, вряд ли, имея давние партнерские отношения с Disney, они на это готовы будут пойти, не попробовав использовать другие возможности.
Компаниям, у которых заключен договор с киносетями и перед которыми они сформировали задолженность, если вопрос не удалось урегулировать в досудебном порядке, имеет смысл все же обращаться в суд, считает директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. «Обстоятельства – потеря существенной части выручки киносетей – позволяют в какой-то мере объяснить их поведение, но не являются оправданием. Условия контрактов стороны должны соблюдать, и этого никто не отменял», – отметил он.
С Энтиным согласен управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко, добавляя при этом, что для взыскания по исполнительному листу для приставов важнее не текущая выручка, а наличие имущества (остатков на счетах, товарных знаков, недвижимости и проч.), которое можно арестовать.