Оставшиеся в России: без новых «Паразитов», но с «Наемником»
Какие зарубежные производители контента продолжают продавать фильмы для отечественного зрителяС марта российский кинопрокат испытывает беспрецедентный дефицит качественного зарубежного контента, рассчитанного на широкую аудиторию. После начала СВО на Украине пять голливудских студий-мейджоров (Disney, Sony, Universal, Warner Bros. и Paramount) приостановили выпуск картин в России. Крупнейший независимый игрок американского рынка – мини-мейджор Lionsgate заявлений об уходе из России не делал. Но главный весенний проект компании – комедийный боевик «Невыносимая тяжесть огромного таланта» исчез из российского графика релизов.
Бойкот Голливуда привел к обрушению сборов в российских кинотеатрах. По итогам марта – мая общая выручка всех релизов, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», составила 4,8 млрд руб. В 2021 г. за весну общие сборы всех фильмов в российском прокате составили 10,3 млрд руб. Большая часть нынешнего весеннего бокс-офиса приходится на российские картины и голливудские фильмы, вышедшие до 24 февраля («Анчартед: На картах не значится», «Смерть на Ниле»).
Между тем нельзя сказать, что наш рынок совсем лишился контента из стран, которые теперь принято называть недружественными. В России продолжают выходить фильмы независимых американских студий, жанровые новинки из Европы и арт-хиты из программы самых престижных фестивалей мира.
И такой контент скорее всего продолжит в избытке поступать на российские большие экраны – пусть и с некоторыми оговорками, которые касаются в основном личной позиции режиссера или кого-то из продюсеров.
Почти все, но не везде
В отсутствие голливудских блокбастеров самым кассовым зарубежным релизом весны 2022 г. в России стала фантастическая комедия «Все, везде и сразу». Фильм вышел 7 апреля и заработал за все время проката 128 млн руб. Это детище студии A24, одного из главных производителей и дистрибуторов арт-мейнстрима в США. Ранее хитами в своей рыночной нише в России становились другие проекты студии – метахорроры «Реинкарнация» (45 млн руб.) и «Солнцестояние» (54 млн руб.).
A24 последовательно культивирует имидж компании, фильмы которой выходят за рамки привычных жанров. За это ее проекты очень любят критики, а вот обычные зрители почти всегда выставляют им посредственные баллы. Но случается, что журналисты и аудитория кинотеатров совпадают в оценке. Именно так произошло в случае с научно-фантастической комедией «Все, везде и сразу». Фильм стал самым кассовым проектом студии за всю историю ее существования – причем как в России, так и в США (сборы – $63,5 млн).
В марте появились опасения, что A24 последует примеру более крупных американских компаний и уйдет с российского рынка. Подобные разговоры вызвал отзыв прав на прокат слэшера (жанр фильмов ужасов) «Х», который в России должна была выпустить компания «Парадиз», и отсутствие в графике релизов фильма Алекса Гарленда «Род мужской», который в Штатах вышел 20 мая. Однако позднее компания «Вольга», которая прокатывала в России все главные фильмы A24 в последние три года, объявила, что картина выйдет 23 июня.
«Скорее всего, в данном случае сработали давние личные контакты между владельцем «Вольги» Сергеем Ершовым и руководителями A24, – рассуждает представитель одного из независимых российских дистрибуторов. – Ну и то, что в компании не делали никаких заявлений об уходе с российского рынка, сыграло свою роль. После успеха «Все, везде и сразу» в России в A24, видимо, поняли: релиз случился – и ничего страшного с репутацией не произошло. Все-таки на независимых игроков рынка давление сведено к минимуму, к ним нет требований петь в унисон с крупными студиями – просто в силу нишевости их контента. Это ведь не блокбастеры за сотни миллионов долларов, работающие витриной американского кинопрома».
Пока других проектов студии A24 в российском графике релизов нет. Но на Петербургском международном экономическом форуме Виктория Лымарь, креативный продюсер компании A-One, специализирующейся на прокате арт-кино, подтвердила, что в ее пакете имеется прошлогодний фантастический фильм A24 «После Янга», который также появится в российских кинотеатрах.
Мини-мейджор № 2
Второе и третье места среди американских игровых проектов весны 2022 г. в российском прокате занимают боевики «Флешбэк» (60 млн руб.) и «Наемник» (48 млн руб.). Оба релиза выпустила в российский прокат компания MDfilm, у которой имеется давняя история взаимоотношений с их производителем – американской студией STX. Главный хит STX последних лет – фильм Гая Ричи «Джентльмены» – дистрибутировала в России «Вольга». А вот права почти на все остальные наиболее кассовые проекты STX в СНГ принадлежат MDfilm – это, в частности, «Стриптизерши» (176 млн руб.) и «Мавританец» (120 млн руб.).
STX в США называют «мини-мейджором № 2» (после Lionsgate), и это самая крупная американская студия, не прекратившая выпускать фильмы в нашей стране после 24 февраля. Впрочем, STX сложно назвать в полной мере американской. Да, головной офис студии находится в калифорнийском Бербанке, а основной контент студии – фильмы с американскими звездами и для американского рынка. Но владеет компанией бизнесмен иранского происхождения Джам Наджафи, а среди крупных инвесторов STX – китайский инвестиционный гигант Tencent.
Да и многие фильмы STX придерживаются, мягко говоря, скептического взгляда на современную Америку. Отличным примером является уже упоминавшийся «Мавританец», рассказывающий о том, как ЦРУ без доказательств вины пытало в Гуантанамо выходца из Марокко, которого заподозрили в связях с Бен Ладеном. Судебная драма с Джоди Фостер, Бенедиктом Камбербатчем и Тахаром Рахимом в главных ролях заработала в России почти в 2 раза больше, чем в США: $1,5 млн против $837 000 в домашнем прокате. Поэтому можно почти не сомневаться, что фильмы STX продолжат выходить в России и в дальнейшем.
Арт-продукция вне опасности
Когда речь заходит о европейском кино, нужно иметь в виду, что страна-производитель и продавец прав на международный прокат – это далеко не одно и то же. Например, новую картину иранского режиссера Асгара Фархади «Герой», получившую Гран-при в Каннах в 2021 г., продавала французская компания Memento. Именно с ней заключил сделку российский прокатчик «Героя» – компания «Про:взгляд». Фильм вышел в России 3 марта и собрал 1,6 млн руб.
Права на венгерскую драму «История моей жены» (1,6 млн руб.) и итальянский кинокомикс «Дьяволик» (1,9 млн руб.), вышедшие в марте и апреле, реализовывали немецкие компании – Films boutique и Beta Film соответственно. Обе картины выпустил прокатчик «Русский репортаж». Японскую драму «Сядь за руль моей машины» (сборы – почти 15 млн руб.) продала российскому прокатчику «Экспонента фильм» также немецкая компания – TheMatchFactory.
Практически все покупатели зарубежных европейских картин единодушны: когда речь идет о фестивальном кино, ограничения на продажу в Россию если и имеются, то незначительные.
«Вето на сделку может наложить один из создателей фильма, но такое все же относительная редкость, – рассуждает один из российских байеров. – Куда более частое требование – чтобы байер не имел никакого финансирования из российского бюджета и не был никак связан с госорганами и окологосударственными холдингами. Иными словами, абсолютное большинство дистрибуторов, работающих в России с арт-контентом, подходят под эту категорию».
При этом некоторые производители чуть ли не на национальном уровне объявляют о бойкоте России. «Это касается, например, скандинавских продавцов. Сделки, заключенные до 24 февраля, они не расторгают, а вот новые не готовы заключать категорически», – говорит другой собеседник «Ведомостей», знакомый с ситуацией в международной кинодистрибуции.
Схожей политики придерживается Pathe – один из крупнейших производителей и продавцов французского контента. Противоречивые сигналы поступают еще от одних французов – компании Studiocanal, продолжает собеседник «Ведомостей»: «Старые сделки они сопровождают, а вот новые, похоже, не заключают. Впрочем, тут нет какого-то твердого отказа, в конечном счете роль могут сыграть личные связи».
Более мелкие игроки во Франции продают свои фильмы в Россию почти в прежнем режиме. Другое дело, что кассовый потенциал подобных картин редко превышает 10 млн руб.
Азиатская специфика
Кинопродукция из Азии пока не самый частый гость в российском прокате. Конечно, после успеха «Паразитов» (108 млн руб.) ставки на корейское кино выросли, но на количество картин из Южной Кореи на больших экранах в России это почти никак не повлияло. Тем не менее они продолжают выходить и после начала СВО: 16 июня компания «Парадиз» выпустит в прокат главный корейский хит этого года – триллер «Криминальный город – 2» ($84 млн сборов в домашнем прокате).
Производитель «Криминального города – 2» – компания B.A. Entertainment, основанная в 2019 г. и агрессивно завоевывающая родной для себя рынок. Как видно, никаких препятствий для сотрудничества с Россией она не видит.
А вот с гигантом корейской киноиндустрии – компанией CJ Entertainment история несколько иная. Пока нет информации, что производитель фильмов «Паразиты», «Сквозь снег» и «Экстремальная работа» заключает сделки с Россией после 24 февраля. При этом здесь, похоже, сохраняется схема, по которой работает Pathe: покупки, совершенные для российского рынка ранее, продолжают оставаться в силе.
В любом случае при несомненно высоком среднем уровне корейского и японского кинематографа любой успех релиза из этих стран в России становится частным случаем. Этой весной прямая трансляция сеульского концерта поп-группы BTS сумела удивить, собрав 69 млн руб. Но планка кассовых сборов, заданная «Паразитами», по-прежнему остается недостижимой для других корейских релизов. В среднем они зарабатывают гораздо более скромные суммы. «Поезд в Пусан – 2», например, освоил в 2020 г. 36,5 млн руб. – и это считалось большим успехом. Равно как и сборы фестивальной драмы «Пылающий» (14,4 млн руб.) в 2018 г.
Иными словами, аудитория у подобного контента, безусловно, есть, но экстраполировать очевидный успех у российского зрителя корейских телесериалов на кинопрокат не получается. Вкусы зрителей, покупающих билеты в кино и голосующих за тот или иной контент с домашнего дивана, заметно отличаются. Поэтому хотя наличие в российском прокате корейских кинохитов, безусловно, событие позитивное, но переоценивать его значимость не стоит: сборы уже упоминавшегося «Криминального города – 2», скорее всего, подтвердят, что фильмы, становящиеся блокбастерами на своей родине, далеко не всегда находят отклик у аудитории в других странах.-
Автор – главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»