Оставшиеся в России: без новых «Паразитов», но с «Наемником»

Какие зарубежные производители контента продолжают продавать фильмы для отечественного зрителя
Кадр из фильма «Наемник»
Кадр из фильма «Наемник» / MDfilm

С марта российский кинопрокат испытывает беспрецедентный дефицит качественного зарубежного контента, рассчитанного на широкую аудиторию. После начала СВО на Украине пять голливудских студий-мейджоров (Disney, Sony, Universal, Warner Bros. и Paramount) приостановили выпуск картин в России. Крупнейший независимый игрок американского рынка – мини-мейджор Lionsgate заявлений об уходе из России не делал. Но главный весенний проект компании – комедийный боевик «Невыносимая тяжесть огромного таланта» исчез из российского графика релизов.

Бойкот Голливуда привел к обрушению сборов в российских кинотеатрах. По итогам марта – мая общая выручка всех релизов, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», составила 4,8 млрд руб. В 2021 г. за весну общие сборы всех фильмов в российском прокате составили 10,3 млрд руб. Большая часть нынешнего весеннего бокс-офиса приходится на российские картины и голливудские фильмы, вышедшие до 24 февраля («Анчартед: На картах не значится», «Смерть на Ниле»).

Между тем нельзя сказать, что наш рынок совсем лишился контента из стран, которые теперь принято называть недружественными. В России продолжают выходить фильмы независимых американских студий, жанровые новинки из Европы и арт-хиты из программы самых престижных фестивалей мира.

И такой контент скорее всего продолжит в избытке поступать на российские большие экраны – пусть и с некоторыми оговорками, которые касаются в основном личной позиции режиссера или кого-то из продюсеров.

Почти все, но не везде

В отсутствие голливудских блокбастеров самым кассовым зарубежным релизом весны 2022 г. в России стала фантастическая комедия «Все, везде и сразу». Фильм вышел 7 апреля и заработал за все время проката 128 млн руб. Это детище студии A24, одного из главных производителей и дистрибуторов арт-мейнстрима в США. Ранее хитами в своей рыночной нише в России становились другие проекты студии – метахорроры «Реинкарнация» (45 млн руб.) и «Солнцестояние» (54 млн руб.).

A24 последовательно культивирует имидж компании, фильмы которой выходят за рамки привычных жанров. За это ее проекты очень любят критики, а вот обычные зрители почти всегда выставляют им посредственные баллы. Но случается, что журналисты и аудитория кинотеатров совпадают в оценке. Именно так произошло в случае с научно-фантастической комедией «Все, везде и сразу». Фильм стал самым кассовым проектом студии за всю историю ее существования – причем как в России, так и в США (сборы – $63,5 млн).

В марте появились опасения, что A24 последует примеру более крупных американских компаний и уйдет с российского рынка. Подобные разговоры вызвал отзыв прав на прокат слэшера (жанр фильмов ужасов) «Х», который в России должна была выпустить компания «Парадиз», и отсутствие в графике релизов фильма Алекса Гарленда «Род мужской», который в Штатах вышел 20 мая. Однако позднее компания «Вольга», которая прокатывала в России все главные фильмы A24 в последние три года, объявила, что картина выйдет 23 июня.

«Скорее всего, в данном случае сработали давние личные контакты между владельцем «Вольги» Сергеем Ершовым и руководителями A24, – рассуждает представитель одного из независимых российских дистрибуторов. – Ну и то, что в компании не делали никаких заявлений об уходе с российского рынка, сыграло свою роль. После успеха «Все, везде и сразу» в России в A24, видимо, поняли: релиз случился – и ничего страшного с репутацией не произошло. Все-таки на независимых игроков рынка давление сведено к минимуму, к ним нет требований петь в унисон с крупными студиями – просто в силу нишевости их контента. Это ведь не блокбастеры за сотни миллионов долларов, работающие витриной американского кинопрома».

Пока других проектов студии A24 в российском графике релизов нет. Но на Петербургском международном экономическом форуме Виктория Лымарь, креативный продюсер компании A-One, специализирующейся на прокате арт-кино, подтвердила, что в ее пакете имеется прошлогодний фантастический фильм A24 «После Янга», который также появится в российских кинотеатрах.

Мини-мейджор № 2

Второе и третье места среди американских игровых проектов весны 2022 г. в российском прокате занимают боевики «Флешбэк» (60 млн руб.) и «Наемник» (48 млн руб.). Оба релиза выпустила в российский прокат компания MDfilm, у которой имеется давняя история взаимоотношений с их производителем – американской студией STX. Главный хит STX последних лет – фильм Гая Ричи «Джентльмены» – дистрибутировала в России «Вольга». А вот права почти на все остальные наиболее кассовые проекты STX в СНГ принадлежат MDfilm – это, в частности, «Стриптизерши» (176 млн руб.) и «Мавританец» (120 млн руб.).

STX в США называют «мини-мейджором № 2» (после Lionsgate), и это самая крупная американская студия, не прекратившая выпускать фильмы в нашей стране после 24 февраля. Впрочем, STX сложно назвать в полной мере американской. Да, головной офис студии находится в калифорнийском Бербанке, а основной контент студии – фильмы с американскими звездами и для американского рынка. Но владеет компанией бизнесмен иранского происхождения Джам Наджафи, а среди крупных инвесторов STX – китайский инвестиционный гигант Tencent.

Да и многие фильмы STX придерживаются, мягко говоря, скептического взгляда на современную Америку. Отличным примером является уже упоминавшийся «Мавританец», рассказывающий о том, как ЦРУ без доказательств вины пытало в Гуантанамо выходца из Марокко, которого заподозрили в связях с Бен Ладеном. Судебная драма с Джоди Фостер, Бенедиктом Камбербатчем и Тахаром Рахимом в главных ролях заработала в России почти в 2 раза больше, чем в США: $1,5 млн против $837 000 в домашнем прокате. Поэтому можно почти не сомневаться, что фильмы STX продолжат выходить в России и в дальнейшем.

Арт-продукция вне опасности

Когда речь заходит о европейском кино, нужно иметь в виду, что страна-производитель и продавец прав на международный прокат – это далеко не одно и то же. Например, новую картину иранского режиссера Асгара Фархади «Герой», получившую Гран-при в Каннах в 2021 г., продавала французская компания Memento. Именно с ней заключил сделку российский прокатчик «Героя» – компания «Про:взгляд». Фильм вышел в России 3 марта и собрал 1,6 млн руб.

Права на венгерскую драму «История моей жены» (1,6 млн руб.) и итальянский кинокомикс «Дьяволик» (1,9 млн руб.), вышедшие в марте и апреле, реализовывали немецкие компании – Films boutique и Beta Film соответственно. Обе картины выпустил прокатчик «Русский репортаж». Японскую драму «Сядь за руль моей машины» (сборы – почти 15 млн руб.) продала российскому прокатчику «Экспонента фильм» также немецкая компания – TheMatchFactory.

Практически все покупатели зарубежных европейских картин единодушны: когда речь идет о фестивальном кино, ограничения на продажу в Россию если и имеются, то незначительные.

«Вето на сделку может наложить один из создателей фильма, но такое все же относительная редкость, – рассуждает один из российских байеров. – Куда более частое требование – чтобы байер не имел никакого финансирования из российского бюджета и не был никак связан с госорганами и окологосударственными холдингами. Иными словами, абсолютное большинство дистрибуторов, работающих в России с арт-контентом, подходят под эту категорию».

При этом некоторые производители чуть ли не на национальном уровне объявляют о бойкоте России. «Это касается, например, скандинавских продавцов. Сделки, заключенные до 24 февраля, они не расторгают, а вот новые не готовы заключать категорически», – говорит другой собеседник «Ведомостей», знакомый с ситуацией в международной кинодистрибуции.

Схожей политики придерживается Pathe – один из крупнейших производителей и продавцов французского контента. Противоречивые сигналы поступают еще от одних французов – компании Studiocanal, продолжает собеседник «Ведомостей»: «Старые сделки они сопровождают, а вот новые, похоже, не заключают. Впрочем, тут нет какого-то твердого отказа, в конечном счете роль могут сыграть личные связи».

Более мелкие игроки во Франции продают свои фильмы в Россию почти в прежнем режиме. Другое дело, что кассовый потенциал подобных картин редко превышает 10 млн руб.

Азиатская специфика

Кинопродукция из Азии пока не самый частый гость в российском прокате. Конечно, после успеха «Паразитов» (108 млн руб.) ставки на корейское кино выросли, но на количество картин из Южной Кореи на больших экранах в России это почти никак не повлияло. Тем не менее они продолжают выходить и после начала СВО: 16 июня компания «Парадиз» выпустит в прокат главный корейский хит этого года – триллер «Криминальный город – 2» ($84 млн сборов в домашнем прокате).

Производитель «Криминального города – 2» – компания B.A. Entertainment, основанная в 2019 г. и агрессивно завоевывающая родной для себя рынок. Как видно, никаких препятствий для сотрудничества с Россией она не видит.

А вот с гигантом корейской киноиндустрии – компанией CJ Entertainment история несколько иная. Пока нет информации, что производитель фильмов «Паразиты», «Сквозь снег» и «Экстремальная работа» заключает сделки с Россией после 24 февраля. При этом здесь, похоже, сохраняется схема, по которой работает Pathe: покупки, совершенные для российского рынка ранее, продолжают оставаться в силе.

В любом случае при несомненно высоком среднем уровне корейского и японского кинематографа любой успех релиза из этих стран в России становится частным случаем. Этой весной прямая трансляция сеульского концерта поп-группы BTS сумела удивить, собрав 69 млн руб. Но планка кассовых сборов, заданная «Паразитами», по-прежнему остается недостижимой для других корейских релизов. В среднем они зарабатывают гораздо более скромные суммы. «Поезд в Пусан – 2», например, освоил в 2020 г. 36,5 млн руб. – и это считалось большим успехом. Равно как и сборы фестивальной драмы «Пылающий» (14,4 млн руб.) в 2018 г.

Иными словами, аудитория у подобного контента, безусловно, есть, но экстраполировать очевидный успех у российского зрителя корейских телесериалов на кинопрокат не получается. Вкусы зрителей, покупающих билеты в кино и голосующих за тот или иной контент с домашнего дивана, заметно отличаются. Поэтому хотя наличие в российском прокате корейских кинохитов, безусловно, событие позитивное, но переоценивать его значимость не стоит: сборы уже упоминавшегося «Криминального города – 2», скорее всего, подтвердят, что фильмы, становящиеся блокбастерами на своей родине, далеко не всегда находят отклик у аудитории в других странах.-

Автор – главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»