Россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на офлайн
Этот формат более удобен для учеников, объясняют тренд участники рынкаТраты взрослых россиян (от 18 до 64 лет) на дополнительное онлайн-образование в 2021 г. составили 226 млрд руб. и впервые превысили траты на очное обучение по этому направлению – 214 млрд руб., следует из исследования российского EdTech-рынка компаний «Нетология» и Data Insight за 2021 г. (есть в распоряжении «Ведомостей»).
Еще в 2019 г. на рынке дополнительного профессионального образования (ДПО) уверенно лидировал офлайн-сегмент: на него приходилось 121 млрд руб., в то время как размер онлайн-рынка только достиг 19 млрд руб., указано в исследовании «Нетологии» и EdMarket за 2019 г. Год спустя компании исследование не проводили. По данным «Тинькофф кассы», за пандемийный 2020 год онлайн-рынок ДПО резко вырос до 117 млрд руб., но очный формат обучения все равно лидировал с 222 млрд руб.
Тренд на доминирование дополнительного онлайн-образования зародился во время пандемии, но в полной мере проявился только в 2021 г., говорит гендиректор «Нетологии» Марианна Снигирева. В первые два квартала 2020 г. из-за пандемии и кризиса многим людям было не до образования, отмечает она.
«А когда они пришли учиться, то начали с тестирования бесплатного формата. Учиться на платных курсах новые клиенты активно стали только к осени 2020 г.», – отмечает Снигирева.
Больше всего среди онлайн-курсов в прошлом году россияне покупали программы по IT-профессиям и маркетингу (46,6 млрд руб.). Опрошенные «Ведомостями» участники рынка («Яндекс.Практикум», «Нетология», холдинг Ultimate Education) подтверждают этот тренд, отмечая, что после начала СВО России на Украине интерес к обучению маркетингу резко снизился.
Как считали
В основе исследования телефонный опрос россиян в возрасте 18–64 лет (выборка – 1600 человек) и онлайн-опрос респондентов, которые проходили программы ДПО за последние 12 месяцев или собираются проходить их в будущем (2564 человека). К тратам на дополнительное онлайн-образование авторы исследования отнесли траты на обучение в универсальных и специализированных онлайн-школах, курсы российских и зарубежных блогеров и лидеров мнений, курсы на российских и зарубежных обучающих платформах, индивидуальные образовательные услуги (занятия по видеосвязи), онлайн-курсы ДПО в вузах.
«После блокировки крупных соцсетей часть привычных маркетинговых и рекламных инструментов перестали быть легальными на территории России, из-за этого спрос на маркетологов сейчас сложно прогнозируем», – говорит руководитель «Яндекс.Практикума» в России Евгений Лебедев. Он подчеркивает, что интерес к IT-профессиям, пользующимся сейчас большой востребованностью, продолжает усиливаться: «Например, спрос на программы для начинающих (специалистов IT. – «Ведомости») с середины марта 2022 г. вырос на 30% по сравнению с январем этого же года и на 50% относительно марта 2021 г.». Увеличение спроса на IT-специальности фиксируют также «Нетология», Skypro (онлайн-университет от Skyeng), Ultimate Education.
С конца февраля на рынке также фиксируется рост спроса на более короткие образовательные курсы, говорят участники рынка. Из-за короткого горизонта планирования в структуре спроса учеников снизилась доля двухгодичных программ, говорит генеральный директор Ultimate Education Никита Подлипский. В ответ на этот спрос в Школе управления «Сколково», к примеру, появились двухдневные интенсивы, отмечает ее руководитель Александр Ким.
В последнее время на EdTech-рынке проявляется и тенденция, когда онлайн-школы выходят в офлайн-формат. В июне 2021 г. образовательная платформа для школьников «Учи.ру» приобрела долю в сети офлайн-школ программирования «КодКласс». А весной этого года холдинг Skillbox (по оценке Smart Ranking, лидер EdTech-рынка в 2021 г.) заявил о планах открытия в 2022–2023 гг. четырех очных школ в регионах России.
Участники рынка считают, что перевес онлайн-образования в сегменте ДПО – долгосрочный тренд. По мнению Лебедева, ключевые факторы – цифровизация и высокий уровень проникновения онлайна в ДПО: «Более 50% взрослых сейчас выбирают обучение в онлайне, и дальше этот процент будет только расти с развитием технологий».
«В онлайне меньше транзакционных издержек (нет расходов на помещение, оборудование и т. д.), что помогает больше инвестировать в качество преподавания, программ обучения», – объясняет Лебедев.
Другие драйверы онлайн-образования – его удобство, доступность и изменение привычек медиапотребления, добавляет директор по инвестициям корпорации «Синергия» Сергей Четвериков.
Темпы роста онлайн-рынка ДПО в I квартале 2022 г. замедлились в зависимости от компании в диапазоне от 10 до 50%, говорят участники рынка. Но, по прогнозу Четверикова и Снигиревой, по итогам 2022 г. размер онлайн-рынка ДПО может вырасти на 20–30%. Лебедев считает, что он не изменится из-за высокого спроса на программы переобучения востребованным на рынке труда профессиям.