Mediascope назвал самые популярные мобильные игры у россиян
Почти 70% жителей страны играют в видеоигры, около половины из них – в мобильные69% россиян в возрасте от 12 до 64 лет хотя бы иногда играют в игры на различных устройствах, при этом регулярно это делают 55%, следует из данных отчета Mediascope (есть в распоряжении «Ведомостей»). Там же указано, что чаще всего россияне играют в игры на смартфонах – 42%, при этом на персональные компьютеры (ПК) приходится лишь 33%, а на приставки – 9%.
Кроме того, исследование показало, что 68% российских пользователей мобильных телефонов указанного возраста играют на этом устройстве минимум один раз в месяц, а 40% заходят хотя бы в одну мобильную игру ежедневно. Закономерно, что игры являются одной из лидирующих категорий мобильных приложений по времени использования: с долей в 15% они делят 2-е место с видеоресурсами. Опережают игры только социальные сети – у них 29%. Мессенджерами и браузерами владельцы мобильных телефонов, наоборот, пользуются реже (14 и 13% соответственно).
Несмотря на популярность мобильных игр у пользователей, в деньгах на российском игровом рынке лидирует другой сегмент – ПК. На него, согласно данным My.Games (игровое подразделение VK), в 2021 г. пришлось 85,4 млрд руб., или 48,1% рынка. Мобильные игры – на 2-м месте: 76,5 млрд руб., или 43,1% рынка. Всего рынок видеоигр России в 2021 г. вырос на 9% и достиг 177,4 млрд руб.
Кто играет в мобильные игры
Наиболее многочисленная категория аудитории мобильных игр – люди в возрасте от 25 до 44 лет: они составляют 49% геймеров. Причем преобладают в этой возрастной категории женщины (52%). На 2-м месте – молодые люди от 12 до 24 лет (28%), в основном это мужчины (59% игроков). При этом представители именно этой возрастной категории являются самыми активными игроками: из них регулярно в мобильные игры играют 69% пользователей. Самая малочисленная категория – люди 45–64 лет (составляют 23%), среди них со значительным перевесом преобладают женщины (63%).
Большинство геймеров проживают в городах с населением меньше 100 000 человек (47%), работают (61%), но их доход не позволяет им приобретать дорогие вещи (61%).
В основе исследования – данные мобильной панели Mediascope (8000 человек), а также онлайн-опрос Brandpulse, в котором приняло участие более 30 000 человек. Респонденты в обоих случаях – россияне в возрасте 12–64 лет.
При этом сегмент мобильных игр является самым динамично растущим на рынке. По данным My.Games, в 2021 г. он увеличился на 14% по отношению к 2020 г., в то время как сегмент ПК-игр – только на 4,2%.
Лидерство ПК-игр в деньгах на рынке связано с тем, что в популярных магазинах мобильных приложений, таких как Google Play и App Store, большая часть каталога состоит из бесплатных игр, считает владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев. Free-to-play (не предполагает обязательного внесения денежных средств за использование) – наиболее популярная модель потребления видеоигр в России. По итогам 2021 г. на этот сегмент пришлось 84,7% рынка, следует из данных My.Games. Но люди больше покупают игры для ПК, чем для смартфонов, отметил Махтиев.
«На смартфонах большой охват с низкой монетизацией относительно других платформ», – соглашается с Махтиевым директор по стратегическому развитию игровой площадки VK Play (входит в холдинг VK) Артем Черменин.
Другие преимущества мобильных игр, как отмечают эксперты, – это доступность устройств и короткая продолжительность игровых сессий.
«Смартфон всегда под рукой, поэтому его часто используют в качестве второго экрана, в том числе для игр», – объясняет Черменин. Он также уточняет, что среди мобильных игр традиционно большую долю занимают казуальные игры, которые имеют простую механику, не требуют постоянного внимания и пользуются спросом у широкой аудитории. Это, например, игры «три в ряд», где нужно собирать комбинации из предложенных элементов.
Самым популярным жанром игр у россиян действительно являются казуальные игры, подтверждают данные Mediascope. На них приходится 35% игрового времени. В топ-5 также входят экшн-игры (18%), стратегии (11%), симуляторы (9%; имитируют управление каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством) и ролевые игры (9%).
По итогам 2022 г. рынок видеоигр России ожидает падение и один из факторов – снижение активности пользователей мобильных игр, их перераспределение между другими платформами, прогнозирует Махтиев. Основные причины – App Store и Google Play запретили россиянам скачивать платные приложения (в том числе игры), ограничения на продвижение игр российских разработчиков в зарубежных магазинах приложений, отмечает Махтиев: «Не стоит исключать как риск и возможность блокировки игр некоторых разработчиков».