«Манюня в кино»: Атлантида советского детства
В прокате полнометражная версия сериала Okko по книге Наринэ АбгарянПремьера обернулась провалом. Нет, пел детский хор отлично. Едва зазвучали первые строки бернесовских «Журавлей», люди в зале стали утирать слезы. Но в конце первого куплета провалился дощатый пол, и певцы попадали как кегли. На Наринэ (первая большая роль юной Карины Каграманян) плюхнулась одноклассница Манюня (Екатерина Темнова – это ее спасал Константин Хабенский в фильме-катастрофе «Огонь»).
Казалось бы, что такого? Встали, отряхнулись, разошлись. Но при падении с Манюней случился щекотливый конфуз, о котором в приличном обществе не расскажешь. А пионер, как известно, товарища в беде не бросит. Даже малознакомого. Собственно, так они и познакомились – Наринэ и Манюня. И так началась история их смешной и богатой на глупости-шалости дружбы.
Трилогия про Манюню Наринэ Абгарян (отчасти автобиографичная) стала одним из главных бестселлеров 2010-х – и редким примером детской литературы, которую с огромным удовольствием читают и взрослые. Сама автор, впрочем, полагала, что пишет для своих ровесников. Ведь что поймут, точнее, даже так: что найдут интересного современные подростки в реалиях советского детства? С его пионерией, тотальным дефицитом элементарных вещей, где козинаки лечат любую любовную драму, а в отсутствие смартфонов/планшетов/компьютеров приходится слоняться по улицам в поисках приключений. Судя по всему, именно эта недооценка объемов потенциальной аудитории – понятная, в высшей степени логичная – многое объясняет во всеобщем успехе «Манюни». Для детей так попросту никто не пишет.
Добрую половину самых диких и уморительных эпизодов вроде того, самого первого конфуза Манюни «обычный» детский писатель просто не позволил бы себе записать – у Астрид Линдгрен такого не было. Что оставил автор, дорезал бы издатель. Абгарян писала для взрослых, а их вряд ли смутишь афоризмами Ба, строгой еврейской бабушки Манюни («Не зарекайся, пока не наступил климакс», например). Да и дети в «обычной» детской книжке вели бы себя поприличнее. По крайней мере, раскаивались бы более убедительно – ведь на них еще равняться будущим читателям. При всем этом «Манюня» вызывает в памяти самые благородные ассоциации – с той же Линдгрен («Эмиля из Лённеберги» Абгарян называет своей любимой книгой), Владиславом Крапивиным, Киром Булычевым. Словом, с авторами самых романтичных и светлых книг о детстве.
Чего удивляться, что экранизация «Манюни» (10 серий по 20 минут; вышла в конце 2021 г.) стала одним из главных хитов онлайн-кинотеатра Okko? Оценка на «Кинопоиске» 7,1 – самая высокая в карьере продюсеров братьев Андреасян, известных по проектам «Защитники» (2,9) и «Что творят мужчины» (3,3), а также обзорам BadComedian. После того как первый сезон за считанные месяцы набрал 5 млн просмотров, сериал продлили сразу на два сезона – благо подружки набедокурили предостаточно. А в ожидании продолжения «Манюня» выходит в кино с благородной миссией поддержать кинотеатры в отсутствие мейджорского контента. Пионер товарища... Ну, вы помните.
Первые большие хиты новорожденной российской киноиндустрии – «Ночной дозор» (2004) и «Турецкий гамбит» (2005) запускались как сериалы и лишь потом переделывались в кино. Старший брат помогал младшему. Далее бизнес-модель большинства потенциальных хитов (или фильмов-событий, как тогда их называли) предполагала помимо полнометражной кинотеатральной версии еще и сериал. Сначала премьера на большом экране – потом на малых. И практика эта не то чтобы окончательно осталась в прошлом.
По мере роста рынка стали прокатываться и проекты, которые снимались исключительно для ТВ, но были слишком дорогими, чтобы отбить затраты только за счет эфира. Так, еще в 2013 г. сериал «Темный мир: Равновесие» свой путь к зрителю начал с кинотеатров. Но самый успешный результат показала франшиза «Гоголь» (2017–2018). Совокупные сборы трех частей превысили 1,3 млрд руб., а прокат сработал как промо телепремьеры. Поход «Манюни» в кино среди прочего интересен именно как обратный эксперимент. Смогут ли цифры просмотров на стриминге конвертироваться в цифры бокс-офиса?
Сериалы часто смотрят на бегу или под домашнюю работу – для занятых зрителей звук будет поважнее композиции кадра. Полтора часа внимательного просмотра на большом экране безжалостно высвечивают все недостатки. Видно, что «Манюню» снимали быстро и дешево. Картинка «рекламная», историческая аутентичность минимальная. Не говоря уже про драматургию – набор скетчей с открытым финалом (в киноверсию вошло две трети событий первого сезона). Впрочем, достоинства стали еще ярче. В первую очередь это крайне удачный кастинг. Особенно хороши девочки Карина Каграманян и Екатерина Темнова, а также Джульетта Степанян («Ход конем») в роли Ба, озвученная Нонной Гришаевой («День выборов»).
Главное конкурентное преимущество «Манюни» в отсутствии конкурентов. Витальные и светлые комедии умел снимать Георгий Данелия («Не горюй!» и «Мимино» и т. д.), но это было давно и в другой стране. Фильму Армана Марутяна «Счастья! Здоровья!» просто не с кем соревноваться в современном прокате.