Канны-2022: без Netflix, но с TikTok

Новый фильм Кирилла Серебренникова в гордом одиночестве представит Россию на открывающемся в Каннах кинофестивале
PIERRE ALBOUY / AFP
PIERRE ALBOUY / AFP

Каннский кинофестиваль вернулся на традиционные даты, 75-й юбилейный смотр пройдет с 17 по 28 мая. Для его президента Пьера Лескура это последний фестиваль, в июле его сменит Айрис Кноблох – первая за 75-летнюю историю Каннов женщина на этом посту.

Кноблох – не работник культуры, а бизнесвумен. Большую часть своей жизни она проработала в Warner Bros., а сейчас возглавляет SPAC (Special Purpose Acquisition Company, публичная компания без собственного бизнеса) под названием I2PO. Недавно было объявлено о планах этой компании объединиться с французским сервисом Deezer – конкурентом Spotify – для последующего выхода на IPO.

Практически до последнего момента дирекция Каннского фестиваля не называла имя председателя жюри. По информации Variety, им должен был стать иранский режиссер Асгар Фархади – дважды лауреат премии «Оскар» за картины «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжер», в прошлом году взявший второй по важности каннский приз за «Героя».

Но постановщик попал в эпицентр скандала у себя на родине: его студентка выдвинула обвинения в плагиате идеи «Героя», рассмотрение дела идет сейчас в иранском суде. Дирекция Каннов решила не подливать масла в огонь и «понизила» Фархади до рядового члена жюри, а главой назначила французского артиста Венсана Линдона – лауреата фестиваля за роль в драме «Закон рынка», сыгравшего также и в прошлогоднем «Титане». Всего в судейской коллегии девять человек, среди них – актрисы Ребекка Холл («Престиж» Кристофера Нолана) и Нуми Рапас («Девушка с татуировкой дракона»).

PIERRE ALBOUY / AFP
Кадр из фильма «Жена Чайковского» / HYPE FILM

По сложившейся традиции фильмов Netflix в конкурсной программе не будет. Дирекция фестиваля все так же категорично настроена и не рассматривает проекты, созданные этим стриминг-сервисом, – это ее посильный вклад в спасение кинотеатров. В то же время было объявлено, что официальным партнером смотра станет ТikTok. В программе фестиваля после этого заработает новый конкурс – вертикальных короткометражных фильмов. А в самой соцсети будет выкладываться эксклюзивный контент фестивального закулисья и интервью.

Z – под запрет

Как и другие мировые киносмотры, команда Каннского фестиваля выступила с осуждением спецоперации России на Украине. Фильм открытия даже сменил название с Z на «Нейтральный монтаж».

Также дирекция Каннов ввела ряд ограничений в отношении нашей страны. К конкурсу не были допущены российские фильмы с господдержкой. Было отказано в участии официальной российской делегации, равно как и частным лицам, связанным с российским правительством, и даже российским журналистам.

В результате Россию в гордом одиночестве на Каннском фестивале в этом году будет представлять новый фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Он вошел в основной конкурс, несмотря на ноту протеста украинской стороны. Серебренников много лет мечтал снять фильм о великом русском композиторе. Впервые он об этом заговорил почти 10 лет назад. Тогда предполагалось, что Чайковского сыграет Евгений Миронов. В итоге в этом образе предстал артист «Гоголь-центра» Один Байрон, получивший широкую известность благодаря ситкому «Интерны». Собственно роль жены исполнила Алена Михайлова («Чики»), в касте также заявлен рэпер Oxxxymiron. Для Серебренникова это уже четвертая картина в программе Каннского фестиваля и третья – в основном конкурсе.

Отраслевое издание «Бюллетень кинопрокатчика» со ссылкой на источники, близкие к дирекции Каннов, сообщало, что на фестивале были рады увидеть не только фильм Серебренникова, но и «Сказку» Александра Сокурова. Сюжет картины держится в секрете, известно лишь, что речь идет о фантастической истории в реалиях Второй мировой. Снималась «Сказка» вне России и без госучастия. Сокуров – режиссер из так называемой каннской номенклатуры. Его фильмы неоднократно участвовали в конкурсе и нередко увозили с Лазурного берега награды – в частности, «Молох» (1999) был отмечен за лучший сценарий.

Однако Сокуров, всегда более расположенный к Венеции (там его «Фауст» в 2011 г. взял «Золотого льва»), объявил, что сам отказывается от участия. «Фильм «Сказка» – слишком серьезный фильм для того, чтобы участвовать в каннской истории», – заявил он агентству НСН. Очевидно, что на решение классика повлиял и тот факт, что Каннский фестиваль по неназванным причинам решил не брать в конкурс картину «Птица ищет клетку» Малики Мусаевой. Это еще одна выпускница сокуровской киномастерской в Кабардино-Балкарии, откуда уже вышли каннские призеры Кантемир Балагов («Дылда») и Кира Коваленко («Разжимая кулаки»).

Старший и страшный

Всего в основном конкурсе заявлена 21 картина. Среди самых ожидаемых премьер – «Преступления будущего». Это новая работа канадца Дэвида Кроненберга («Муха», «Катастрофа»), который после долгого перерыва вернулся к фирменному жанру body horror – ужасов про телесные трансформации. В свое время режиссера прозвали «Бароном крови», но последние 20 лет он снимал вполне «пристойное» кино.

«Преступления будущего» – это авторемейк его раннего фильма о грядущих технологических переменах, когда станут возможны самые причудливые манипуляции с человеческим телом. Главные роли в «Преступлениях будущего» исполнили Вигго Мортенсен («Зеленая книга»), Кристен Стюарт («Спенсер») и Леа Сейду (последние фильмы про Бонда). Постановщик успел пообещать, что чувствительные зрители начнут покидать зал уже после первых пяти минут. Иронично, что в прошлом году на фестивале победил «Титан» – body horror, созданный явно не без влияния «классического» Кроненберга.

Рекорды и цифры

Пока ни одному режиссеру не удалось победить в Каннах трижды. В элитном клубе дважды лауреатов «Золотой пальмовой ветви» всего девять участников. Восемь, если считать братьев Дарденн (побеждали в 1999 г. с «Розеттой» и 2005 г. с картиной «Дитя») за одну творческую единицу. 
Кроме них в списке значатся Альф Шеберг («Ирис и лейтенант», 1946; «Фрекен Юлия», 1951), Фрэнсис Форд Коппола («Разговор», 1974; «Апокалипсис сегодня», 1979), Билле Аугуст («Пелле-завоеватель», 1988; «Благие намерения», 1992), Эмир Кустурица («Папа в командировке», 1985 ; «Андерграунд», 1995), Сёхэй Имамура («Легенда о Нараяме», 1983; «Угорь», 1997), Михаэль Ханеке («Белая лента», 2009; «Любовь», 2012) и Кен Лоуч («Ветер качает вереск», 2006; «Я, Дэниел Блейк», 2016).
Абсолютный лидер по количеству победителей – США. Американцам присуждали Гран-при 19 раз. Однако в последние десятилетия все сложнее определить, какую страну представляет фильм, так как международные копродукции стали правилом кинобизнеса.
Фильмы, снятые женщинами, лишь дважды оказывались победителями – «Пианино» Джейн Кэмпион в 1993 г. и «Титан» Жюлии Дюкурно в 2021 г. И только две женщины получали приз за режиссуру – Юлия Солнцева за «Повесть пламенных лет» (1961) и София Коппола за «Роковое искушение» (2017).

Однако самый звездный фильм привезет американец Джеймс Грэй («К звездам»). Кажется, в его исторической драме «Время Армагеддона» сыграло пол-Голливуда – от Энтони Хопкинса («Молчание ягнят») и Роберта Де Ниро («Таксист») до Кейт Бланшетт (трилогия «Властелин колец») и Энн Хэтэуэй («Интерстеллар»). Картина основана на личных воспоминаниях Грэя, когда он в 1980-е учился с Дональдом Трампом в одной школе, директором которой в то время был отец будущего президента США Фред Трамп. Детали сюжета пока не раскрываются, но, судя по всему, Трамп-старший будет играть значительную роль в повествовании.

С фирменным детективом приедет Пак Чханук («Олдбой», «Служанка»). Его фильм «Решение уйти» расскажет историю любви, тесно связанную с расследованием загадочного убийства. Южную Корею также представит драма «Брокер», которую, правда, снял японец Хирокадзу Корээда, уже побеждавший с «Магазинными воришками» четыре года назад. Режиссер временно сменил страну, чтобы поработать с артистом Соном Канхо – суперзвездой авторского, да и коммерческого азиатского кино. Среди прочего актера можно увидеть в сатирическом триллере «Паразиты» (2019) – самом титулованном корейском фильме в истории, получившем и главный приз Каннов, и четыре «Оскара» (в том числе за лучший фильм года).

Элитный клуб победителей

Особая интрига фестиваля – в возвращении в конкурс братьев Жан-Пьера и Люка Дарденнов. Дело в том, что бельгийский тандем входит в элитный клуб дважды лауреатов «Золотой пальмовой ветви». Первую они увезли еще в 1999 г. благодаря «Розетте», а в 2005 г. закрепили успех драмой «Дитя».

Дарденны – каннские любимцы, участвуют в конкурсе регулярно и редко уходят ни с чем. Немаловажно и то, что их новый фильм – «Тори и Локита» – поднимает социально важную тему адаптации африканских эмигрантов в Европе. Канны всегда были скорее «артистическим» фестивалем, за социальные темы традиционно отвечал Берлин. Но все меняется, и фестивальная конъюнктура в том числе. В 2015 г. здесь скандально наградили «Дипан» Жака Одиара – драму о тамильских беженцах в Париже, прохладно встреченную прессой.

Кроме братьев Дарденн и Корээды «Золотую пальмовую ветвь» ранее уже получали еще два участника конкурса этого года. Швед Рубен Эстлунд ровно пять лет назад покорил жюри черной комедией «Квадрат». В том же жанре выдержан и его новый фильм, опять же с геометричным названием, «Треугольник печали». По сюжету, роскошная яхта с богачами и топ-моделями терпит крушение, выжившие оказываются на необитаемом острове и вынуждены заново отстроить социальную иерархию. По словам Эстлунда, импульс к написанию сценария дала классовая теория Карла Маркса. Капитана яхты и марксиста по убеждениям сыграл голливудская звезда Вуди Харрельсон («Добро пожаловать в Zомбилэнд»).

15 лет назад триумфатором Каннов стал Кристиан Мунджиу с драмой «4 месяца, 3 недели и 2 дня». После этой победы всерьез заговорили о «румынской волне» – неожиданно ярком взлете национальной кинематографии, представители которой в художественной форме исследовали как недавнее прошлое своей страны времен «развитого социализма», так и ее постсоветский транзит. RMN, последняя картина режиссера, рассказывает о современных межнациональных конфликтах в одной трансильванской деревне, куда после долгого перерыва возвращается главный герой. Он много лет был на заработках в Германии и с трудом принимает произошедшие перемены. Продюсерами фильма выступили те же братья Дарденн.

Французский акцент и гендерное разнообразие

Новых имен в конкурсном списке практически нет – многообещающих новичков забрала вторая конкурсная секция фестиваля «Особый взгляд». Но есть в основном конкурсе неожиданные классики. Например, приятно увидеть в лайн-апе поляка Ежи Сколимовского, который много снимал в Америке (например, «Вопль» и «Необходимое убийство»), а также снимался сам. Он даже появился в небольшой роли в «Мстителях». Его новая картина «Иа» – фактически ремейк классического фильма Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар!» (1966). Это роуд-муви про путешествие осла.

Много в конкурсе и старых знакомых. Вернулся француз Арно Деплешен («Призраки Исмаэля»). В драме «Брат и сестра» он заставляет героиню Марион Котийар («Жизнь в розовом цвете») воссоединиться с родным братом после долгой разлуки. Вернулась и француженка Клер Дени (на ее счету «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном) с англоязычным романтическим триллером «Звезды в полдень» об американке и британце, которые попадают в эпицентр революции в Никарагуа.

В целом программа получилась географически разнообразной, но, как обычно, ощущается перекос в сторону европейского и конкретно французского кино. Если считать копродукции, Франция финансово участвовала в производстве 12 названий из списка. И в том числе картины «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова.

С гендерным разнообразием дела обстоят даже лучше, чем в прошлом году, когда в конкурсе соревновалось четыре фильма, снятых женщинами, и один из них, «Титан» Жюлии Дюкурно, в итоге завоевал Гран-при. Кроме Клер Дени на «Золотую пальмовую ветвь» сегодня претендуют еще четыре женщины: Валерия Бруни-Тедески («Миндальные деревья»), Келли Райхардт («Появление»), Леонор Серай («Младший брат») и Шарлотта Вандермерс («Восемь гор», в соавторстве с Феликсом Ван Грунингеном). Символично, что в этом году ровно 10 лет скандалу, который изменил отборочную политику Каннов: в 2012 г. британский режиссер Андреа Арнольд («Американская милашка») публично возмутилась отсутствию женщин в конкурсе фестиваля и косвенно запустила процесс реформ.

Голливудский десант

Внеконкурсная программа не менее насыщенна, что опять же не новость. Мекка авторского кино всегда старалась быть интересной не только синефилам, но и широкому кругу киноманов, поэтому на Лазурный берег каждый год высаживается голливудский десант.

В этом году на набережной Круазетт пройдет премьера высокобюджетного экшна «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом (франшиза «Миссия невыполнима», «Грань будущего»). Это продолжение кассового хита 1980-х «Лучший стрелок», который и превратил артиста в звезду. Круз лично представит блокбастер, а в его честь будет устроен специальный вечер.

Также вне конкурса покажут «Элвиса», байопик короля рок-н-ролла от режиссера «Мулен Руж» и «Великого Гэтсби» База Лурмана. Импресарио музыканта сыграл Том Хэнкс («Терминал», «Форрест Гамп»). Любопытно, что в «Особом взгляде» покажут режиссерский дебют внучки Пресли Райли Кио, актрисы и модели. Один из самых известных фильмов с ее участием – «Безумный Макс: Дорога ярости». И вот еще одно совпадение – на фестивале пройдет спецпоказ нового фильма Джорджа Миллера, создателя «Безумного Макса», – фэнтези «Три тысячи лет ожидания» с Идрисом Эльбой и Тильдой Суинтон. Кроме того, в расписании стоит документальный фильм Jerry Lee Lewis: Trouble in Mind о культовом рок-музыканте. Его поставил Итан Коэн, половинка знаменитого братского тандема.

Один лауреат фестиваля уже известен. И это довольно удивительное, хотя и известное имя. Объявлено, что почетную «Золотую пальмовую ветвь» за вклад получит американский артист Форест Уитакер, чья «блестящая фильмография», по словам фестивального директора Тьерри Фремо, «сочетается с убеждениями и вниманием, которое он уделяет молодому поколению». Заслуги актера неоспоримы – он уже вошел в историю как четвертый афроамериканец, взявший «Оскара» за лучшую мужскую роль (киноакадемики оценили его работу в фильме «Последний король Шотландии»). Однако выбор каннской дирекции более чем неожиданный, так как в последние годы карьера Уитакера шла по наклонной.