Российское кино, как и газ, планируется экспортировать за рубли
«Централ партнершип» обсуждает с зарубежными партнерами контракты на новых условияхКрупнейший в России прокатчик отечественных фильмов «Централ партнершип» (ЦПШ, входит в холдинг «Газпром-медиа») обсуждает с зарубежными партнерами заключение новых контрактов в альтернативных евро и доллару валютах. Об этом рассказал «Ведомостям» гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин. Речь, как уточнил он, идет о продаже российских фильмов в Латинскую Америку за рубли и местную валюту стран-покупателей, в Китай – за рубли и юани.
По словам гендиректора ЦПШ, сделки в альтернативных евро и доллару валютах – это вынужденная мера: «Любые платежи в евро и долларах идут через корсчета, и контрагенты проводят их, как правило, через какие-то американские или европейские банки. И с этим есть сложности из-за санкций. Во-вторых, возникли проблемы и на местах: руководство некоторых банков в странах, где работают наши партнеры, приняло решение о временной приостановке любых платежей в Россию».
Учитывая все это, ЦПШ сейчас предлагает своим зарубежным партнерам открывать счета в российских банках и проводить операции по механизму, утвержденному для контрактов по экспорту газа за рубли, добавил Верещагин. Таким образом, российские фильмы могут стать еще одним товаром из России, который будут продавать на экспорт за национальную валюту.
С 1 апреля сделки за поставки российского трубопроводного газа в «недружественные» страны должны быть переведены из иностранной валюты в рубли. Соответствующий указ подписал 31 марта президент Владимир Путин. К «недружественным», в частности, относятся государства, которые после начала спецоперации на Украине ввели в отношении России санкции. Схема для оплаты экспортных поставок за газ рублями выглядит следующим образом: покупатель должен открыть счета – валютный и рублевый – в Газпромбанке, поставка газа оплачивается на валютный счет, банк обменивает валюту на Московской бирже и зачисляет на рублевый счет. Комментируя возможное расширение группы товаров, расчеты по экспортным поставкам за которые планируется перевести в рубли, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «здесь нет места для резких движений»: «Это поэтапное, очень осторожное движение с учетом тех все-таки финансово-экономических реалий, которые существуют на мировых рынках».
Проблема с расчетами за продажи российских фильмов на экспорт не единственная, говорит Верещагин. Так, по его словам, хоть против российской культуры фактически не были введены санкции, партнеры, работающие в Европе, сейчас не проявляют активного интереса к фильмам из России.
«Потери от общего объема экспорта российских фильмов в случае полного отказа европейских импортеров могут составить порядка 20%. Европа не была для нас приоритетной территорией. Крупнейшие импортеры – это как раз Китай и страны Латинской Америки», – резюмировал Верещагин.
Китай является и крупнейшей территорией по сборам российских фильмов за рубежом. В прошлом году на эту страну пришлось 40% от всего зарубежного бокс-офиса отечественных фильмов, или $7,4 млн, следует из данных отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика». Всего в 2021 г. сборы российских фильмов за пределами страны составили $18,2 млн, что в 2,8 раза меньше, чем в допандемийном 2019 году. На втором месте по сборам кинолент от российских продюсеров и в 2021 г. (сборы $2,5 млн), и в 2019 г. (сборы $2,8 млн) находится Мексика, на третьем с кассой почти $1 млн – Япония (в 2019 г. – Южная Корея).
Ограничений по валюте контракта на подобные сделки нет и ЦПШ не потребуется согласований с ЦБ и Минфином, говорит главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. Но, как отмечает она, рассчитываться в локальных валютах трудно, иначе бы все это делали: «Схема с экспортом фильмов за рубли или локальные валюты, но через российские банки выгодна и удобна продавцу. Другой вопрос – надо ли это покупателю? В ситуации санкционных рисков особенно».
Более безопасной и выгодной для всех участников сделки, как считает Донец, могла бы стать схема, когда продавец и покупатель найдут третью «нейтральную территорию» и будут проводить и получать платежи через нее: «Это, конечно, сложнее, но менее рискованно».
«Ведомости» направили запрос в Центробанк и Минфин, но не получили ответа.
Экспорт российского кино по итогам 2022 г. снизится, прогнозирует аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергей Либин: «Как за счет сужения круга потенциальных покупателей, так и из-за того, что, возможно, не все партнеры будут готовы к переходу на новый механизм оплаты».
С Либиным соглашается главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев. По его словам, появление в цепочке дополнительного звена может увеличить затраты на сделку.
«Но ключевым фактором, который будет способствовать снижению экспорта российского кино, станет все же сама геополитическая ситуация. Большинство контрактов, не только с «недружественными» странами, сейчас на стопе. Но спрогнозировать глубину падения экспорта до окончания спецоперации на Украине не представляется возможным», – резюмировал Нечаев.