Лучший иностранный фильм премии «Оскар» выходит в российский прокат
Драма «Сядь за руль моей машины» снята по рассказу Харуки МуракамиЯпонец Рюсуке Хамагучи – взошедшая звезда мирового кинематографа. В 2021 г. он поразил сначала Берлинский кинофестиваль своей картиной «Случайность и догадка», которая завоевала гран-при жюри. Затем его фильм «Сядь за руль моей машины» взял приз за лучший сценарий в Каннах. Лучшим иностранным фильмом эту драму признали британские академики и жюри премии «Золотой глобус». И вот на этой неделе «Сядь за руль моей машины» получил в этой же номинации и самую престижную в мире кинопремию – «Оскар».
Такая титулованность типична для победителей «Оскара» в данной категории, что подтверждает судьба «Паразитов» (2019, реж. Пон Чун Хо). Этот фильм взял в 2020 г. четыре «Оскара», в том числе как лучший фильм и лучший фильм на иностранном языке, а до этого отметился на «Золотом глобусе» и премии Британской академии, на каждой из которых взял по две награды. От него фильм Хамагучи отличается прежде всего хронометражем (три часа кому-то покажутся мучительными), а также скромностью.
В основе сюжета картины – трагедия главного героя Юсуке (Хидэтоси Нисидзима). Как-то утром его жена Ото (Рэйка Кирисима) сказала, что хочет поговорить вечером. Он догадывался о чем: неделю назад застал ее с молодым актером Коджи (Масаки Окада). Боясь услышать правду, после работы Юсуке не поехал домой, а до глубокой ночи разъезжал по окрестностям. Вернувшись, обнаружил мертвое тело жены на полу – инсульт. Спустя два года после смерти жены Юсуке приглашают на театральный фестиваль, где он ставит «Дядю Ваню» Антона Чехова и набирает мультиязычную труппу.
Кино Хамагучи тихое и медленное, мелодраматическими ситуациями оно напоминает азиатские сериалы (особенно его «Асако 1 и 2»), а безэмоциональностью – шедевры итальянца Микеланджело Антониони («Красная пустыня»). Как и у великого Антониони, у Хамагучи люди не могут выразить чувства словами из-за морального кризиса индустриального общества после Второй мировой войны (в фильме театральный фестиваль проходит в Хиросиме). Для демонстрации эмоциональной скованности человека режиссер выбирает пьесу Чехова, где персонажи чаще всего говорят ни о чем, а сокровенное прячут в паузах и намеках.
После смерти жены вокруг Юсуке оказываются такие же травмированные люди, как и он. Водитель Мисаки (Токо Миура), которую приставили к нему для безопасности, росла без отца, а когда ей было 18 лет, ее жестокую мать убил оползень. Юна, которой в постановке досталась роль Сони, работала танцовщицей, пока у нее не случился выкидыш. Именно Юна подсказывает, как можно эффективно выразить чувства: жестами. Можно не знать иностранного языка, но поднятый вверх большой палец, протянутая рука и объятия не требуют перевода. Юна подтверждает это, говоря, что лучше понимает чувства людей без слов. Этого же метода коммуникации пытается добиться Юсуке в своей театральной постановке, заставляя актеров из раза в раз читать сценарий, – они должны привыкнуть к словам на разных языках, чтобы обращать внимание только на эмоции и жесты партнера по сцене.
Так Хамагучи вскрывает основу человеческого общения, о которой люди, привыкшие к письменной коммуникации в интернете и пережившие локдауны, могли забыть. Хотя режиссер опирается на словесный материал (фильм снят по рассказу Харуки Мураками «Мужчины без женщин»), он превыше всего ставит магию касания – интернациональный язык тела, который оценили члены гильдии «Оскара». Как и режиссер Пон Чун Хо, Хамагучи использует скрытую способность кинематографа передавать невербальные сигналы, тем самым выделяясь среди конкурентов. Существенный, но, пожалуй, единственный недостаток «Сядь за руль моей машины» – это использование музыки, которую Хамагучи вставляет на стыках между эпизодами, предпочитая техническую функцию эстетической.
Не вдаваясь с подробности сюжета, стоит отметить важную находку Хамагучи. Проводя зрителя через многочисленные трагедии персонажей «Сядь за руль моей машины», режиссер предлагает хоть и тривиальный, но очень действенный способ освобождения от боли – ее принятие.
Фильм, безусловно, понравится любителям произведений Мураками. Будет он интересен также как давним ценителям фильмов азиатских режиссеров, так и тем, кто познакомился с их творчеством только недавно благодаря «Паразитам» и «Игре в кальмара».