Киносети заморозят цены на кинобилеты
Но показывать кинотеатры будут российские и южнокорейские фильмы, а также блокбастеры БолливудаНа фоне роста стоимости большинства товаров и услуг подорожания билетов в кино не будет. Кинотеатры сохранят докризисные цены не только на кинобилеты, но и на продукцию кинобаров, рассказали «Ведомостям» руководители пяти крупнейших киносетей страны – объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино», «Премьер-зала», «Каро», «Киномакса» и «Синема стар». В совокупности эти киносети, по данным исследовательской компании «Невафильм Research» на 1 января 2022 г., занимают 31,5% рынка кинопроката по количеству кинозалов.
Решение киносетей главным образом обусловлено двумя факторами, говорят их руководители: во-первых, поход в кино – один из наиболее популярных видов досуга у россиян. «Задача – сохранить его доступным и актуальным, даже несмотря на резко возросшие затраты на лампы и комплектующие к проекторам, стоимость которых вслед за курсом валют повысилась примерно на 80%», – отмечает гендиректор объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин.
Во-вторых, после того как ведущие голливудские студии объявили о приостановке выпуска новых релизов в России, у кинотеатров нет контента, который был бы высоко востребован у кинозрителей, признают Васясин и гендиректор киносети «Премьер-зал» Владимир Петелин.
В начале марта из-за военной спецоперации на Украине выпуск в России своих кинопремьер поставили на паузу голливудские мейджоры Disney, Sony, Warner Bros. и Paramount. Фильмы зарубежных студий, в первую очередь голливудских, составляют основу экономики отечественного кинопроката. В 2021 г. на их долю пришлось 74,4% российского бокс-офиса, который, по данным государственного Фонда кино, составил в прошлом году почти 41 млрд руб.
Альтернативой голливудским релизам станут российские премьеры и кинохиты прошлых лет, советская и зарубежная классика, а также новый киноконтент – блокбастеры Болливуда, южнокорейские фильмы и кинокартины из Латинской Америки и других стран, рассказали «Ведомостям» руководители киносетей. В мартовском расписании киносетей сейчас представлено более 70 фильмов самых разных жанров более чем из 15 стран. И уже сейчас южнокорейский и европейский киноконтент, а также фильмы Болливуда идут, и довольно успешно, в российских кинотеатрах, отмечают они.
Примером тому, как отмечает президент киносети «Каро» Ольга Зинякова, стал показ концерта южнокорейской группы BTS. Прямую трансляцию выступления на большом экране российские зрители имели возможность посмотреть в субботу, 12 марта. Показанный в 224 кинозалах страны концерт BTS с кассой 68,7 млн руб. стал лидером по сборам прошлого уикенда, следует из данных отраслевого портала «Бюллетень кинопрокатчика».
Процесс замещения голливудского контента произойдет не за одну неделю, но со временем зритель получит разнообразие контента, оптимистична Зинякова: «Мы работаем как с дистрибуторами, так и с правообладателями, к примеру «Мосфильмом», над развитием альтернативного предложения. На Болливуд в кинотеатрах когда-то стояли очереди, что говорит об интересе к этому контенту. Главное сейчас – отладить маркетинг».
Объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино» в начале марта в рамках эксперимента выпустила индийский блокбастер «Радхе Шьям» на оригинальном языке с субтитрами, говорит Васясин: «Спецпоказ принес нам аншлаги и новых зрителей, для которых тамильский язык и хинди являются родными. Сейчас у нас уже установлен график показов лучших новинок Болливуда».
Васясин не раскрыл общие сборы ленты и наработку на сеанс. Он лишь отметил, что при планировании показов, в частности в Москве, учитывался такой фактор, как территориальная близость к целевой аудитории. Например, по его словам, одной из площадок, где был показан «Радхе Шьям», стал кинотеатр в ТЦ «Калужский», расположенном вблизи Российского университета дружбы народов и общежитий этого вуза. По его словам, после успеха спецпоказов объединенная киносеть также планирует внедрить событийный подход и к ассортименту кинобаров: «Прекрасная заполняемость залов на прокате индийского кино нам подсказала, что в баре нужны хиты индийской кухни».
Планами ставить в репертуар хиты Болливуда и южнокорейский контент поделился с «Ведомостями» и Петелин из «Премьер-зала»: «Успех, к примеру, фильма «Паразиты» и сериала «Игра в кальмара» говорит об интересе к такому контенту».
Однако, как считают Васясин и Петелин, ни в ближайшей, ни в более отдаленной перспективе альтернативный контент не сможет в полной мере заменить фильмы голливудских студий.
Заморозка цен на кинобилеты – социально и экономически справедливое решение, считает руководитель центра исследований Института кино ВШЭ Олег Иванов. Вступая в конкуренцию с товарами первой необходимости и инфляцией на них, как отмечает Иванов, а также в ситуации отсутствия контента голливудских студий кинотеатры, повысив цены, могли бы потерять своего последнего зрителя.
«Что касается событийного кинопоказа, то это наиболее верная стратегия для кинотеатров в заданных условиях (отсутствие голливудских блокбастеров), поскольку именно он, вероятно, сможет привлечь аудиторию, в том числе новую, – добавляет Иванов. – Ключевая сложность в данном случае – перестройка маркетинга, киносетям сейчас придется работать не с широкой аудиторией блокбастеров, как они привыкли, а с целевой и даже отдельно взятыми группами кинозрителей. Если у них это получится, то альтернативный контент может сработать».
Главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев также считает, что объективных причин для повышения цен на кинобилеты сейчас нет, а заявление киносетей о заморозке цен он назвал «маркетинговым ходом». «Инфляция в России, скорее всего, будет носить продолжительный характер. В ситуации роста цен на товары и услуги кинотеатрам в какой-то момент придется пойти на повышение стоимости своих услуг, чтобы поддерживать бизнес на уровне рентабельности. Но это точно не актуально для сегодняшних обстановки и репертуара», – констатировал Нечаев.