«Золотая маска – 2022»: дебют Бекмамбетова и спектакль-хит «Горбачев»
Наиболее заметные постановки главной театральной премии страны
В Москве проходит театральный фестиваль «Золотая маска» – самая экспертная, популярная и широкая по охвату театральная премия страны. Итоги сезона 2020/21 подведут 20 апреля на церемонии, которая состоится на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Жюри выберет лучшие спектакли и присудит частные номинации авторам, постановщикам и артистам во всех видах театрального искусства – драме, опере, балете, современном танце, оперетте/мюзикле, театре кукол.
Театральный ажиотаж
В этом году «Золотая маска» выделяется большим количеством номинантов. В список претендентов вошел 81 спектакль – а это на 30% больше, чем, например, в прошлом году, когда эксперты выдвинули на премию 56 спектаклей. Особенный ажиотаж приключился в номинации «Лучший спектакль малой формы» – в ней соревнуется 14 постановок. В «большой форме» представлено также немало спектаклей – 11. Это привело к тому, что в номинации «Лучшая работа режиссера», куда выбирают претендентов из спектаклей, вошедших в две основные номинации, представлено одновременно 25 постановщиков. При этом дебютанты Женя Беркович и Елизавета Бондарь соревнуются с мастодонтами сцены Львом Додиным и Юрием Бутусовым.
Организаторы объясняют это тем, что предыдущие два года множество театральных премьер пришлось отложить, пока зрительское и театральное сообщества не адаптировались к новым эпидемиологическим правилам театрального бытия. И вот в прошлом году премьеры стали выходить одна за одной, так что экспертному жюри «Золотой маски» пришлось поездить по всей России, без устали отсматривая театральные новинки – в общей сложности 1165 постановок.
Также «Золотую маску» этого года отличает большое число номинантов из регионов. Так, на Москву в этом году пришлось только 27% из числа всех претендентов на премию. И хотя в главном конкурсе на звание лучшего спектакля большой формы Москва с небольшим перевесом лидирует (Москва – четыре номинации, Петербург – три), то в «малой форме» половина спектаклей родом из культурной столицы.
Бутусов, Горбачев, Цыганов
Самое важное соревнование «Золотой маски» негласно проходит между спектаклями большой формы. Именно в этой номинации традиционно представлены лучшие постановки самых именитых режиссеров страны и – реже – невероятные театральные прорывы новичков. За время пандемии смогли подготовить свои премьеры те театральные деятели, каждый спектакль которых событие по определению.
А судьи кто?
Таким событием в столице стал, прежде всего, блистательный спектакль, абсолютный хит сезона в постановке Алвиса Херманиса «Горбачев» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой – деликатно и с нежностью рассказанная история последнего советского руководителя. И «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» Андрея Могучего – философская притча о выборе и трансцендентном одиночестве, антиутопия и антитоталитарный манифест в одном спектакле. А также первый спектакль Дмитрия Крымова на сцене «Мастерской Петра Фоменко» – «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» – история про глубинную жизнь театра, его магическое притяжение и разрушительную силу, с неузнаваемым под маской старика Евгением Цыгановым в главной роли.
Стоит отметить, что эта постановка и «Циолковский» ярославского театра им. Ф. Волкова стали абсолютными лидерами по количеству номинаций, обе номинированы девять раз. В «Циолковском» режиссер Борис Павлович показывает один день русского ученого. И то, как он, несмотря на глухоту, бедность, многочисленные бытовые трудности, непонимание своих идей, всю жизнь упорно шел к поставленной им для себя большой цели.
Если «Золотая маска» – главная театральная премия, то Юрий Бутусов – ее король. С момента основания премии он пять раз награждался статуэткой за работу режиссера. Первый – в далеком 1999 году за спектакль «В ожидании Годо», с которого взошла звезда молодой актерской троицы Михаила Пореченкова – Константина Хабенского – Михаила Трухина, исполнителей главных ролей. Потом триумфально случилась «Чайка» в «Сатириконе» и два спектакля в петербургском Ленсовете во времена его руководства этим театром. После разногласий с городским комитетом по культуре Бутусов ушел с престижной должности, но не из наградных листов «Золотой маски». И в прошлом году его постановка «Пера Гюнта» в Театре Вахтангова снова стала лучшей.
В этом году на «Золотую маску» претендует спектакль Юрия Бутусова «Сын». Он поставлен по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера. Оскароносный фильм Зеллера по его сценарию «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли – это часть семейной трилогии, в которой «Сын» заключительная глава. Сюжет рассказывает о подростке (у Бутусова его играет Евгений Редько), который тяжело переживает развод родителей (Александр Девятьяров и Виктория Тиханская). Но, как обычно у Бутусова, все не так просто, и из локальной истории вырастает вечная.
Малая, но с сюрпризом
Номинация для спектаклей малой формы часто таит сюрпризы. Здесь принято представлять спектакли-эксперименты и режиссеров-открытия. В этом году удивительную постановку подготовил Анатолий Праудин – пять раз до этого номинированный на «Золотую маску», но так и не получивший приза. Его спектакль «Сектор Газа» – часть антивоенной сценической трилогии, которая выросла из театральных экспедиций режиссера и актеров в горячие точки мира. Первая часть трилогии появилась после того, как труппа провела два месяца на передовой в Донбассе. «Сектор Газа» родился после экспедиции на границу Израиля. Праудин исследует, как война неотвратимо разрушает человека и чем заканчивается попрание гуманистических основ морали.
С камерным моноспектаклем Праудина соседствуют громкие премьеры – например, провокационная «Нана» Андрия Жолдака, поставленная по мотивам романа Эмиля Золя, с прекрасной Анной Блиновой в главной роли (она уже номинировалась на «Золотую маску» в 2019 г. за роль в «Оптимистической трагедии» Виктора Рыжакова).
А также дебюты – например, феминистическая и трагическая постановка Жени Беркович «Финист Ясный Сокол», исследующая границы жертвенности любви. Она основана на документальном материале – историях новообращенных мусульманок, готовых отказаться от всего ради зова сердца.
Впервые в номинантах на «Золотую маску» оказался драмтеатр им. Миннуллина из Нижнекамска со спектаклем «На заре» Туфана Имамутдинова – размышлением на тему татарской идентичности, рассказывающим о судьбе одной из главных трагических фигур татарской культуры – поэта Сагита Рамиева.
Музыкальные постановки
В номинации «Опера» в этом году к «Золотой маске» представлено 11 постановок. Артем Абашев и Иван Великанов выступают в номинации «Лучший дирижер» каждый по два раза. Пермский театр оперы и балета, где работает Абашев, номинирует на лучший оперный спектакль сразу две премьеры – «Любовь к трем апельсинам» и «Дон Жуан», а Большой театр – три постановки: «Ариодант», «Искатели жемчуга» и «Саломея». Режиссер Большого Дмитрий Черняков – абсолютный чемпион «Маски» в номинации «Лучший режиссер оперы» – в этом году на премию не претендует. В прошлом году он взял свою седьмую награду за грандиозную постановку «Садко» Римского-Корсакова.
В направлении «Музыкальный театр» соревнуется восемь спектаклей в номинации «Оперетта/мюзикл», девять балетов и 10 проектов в категории «Современный танец». Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, оперные и балетные постановки которого чаще всего в истории премии становились победителями – всего 26 раз за всю историю «Золотой маски», в этом году ограничился единственным балетом. Экспериментальный Autodance поставила знаменитая израильтянка Шарон Эяль, и теперь на победу в номинации «Женская роль» претендует танцовщица спектакля и прима-балерина театра Оксана Кардаш.
«Урал опера балет» из Екатеринбурга, у которого 16 разных номинаций в этом году, представляет яркий эклектичный балет в трех действиях «Конек-горбунок», переосмысление архаичной сказки с известным сюжетом. Его поставил художественный руководитель театра Вячеслав Самодуров в соавторстве с хореографом Антоном Пимоновым. Отвергая постулат о бессловесности жанра, текст рассказчика читают рэпом – его написали и исполнили уральские музыканты Наум Блик и T-Bass. Танец объединяет современную и классическую хореографию, ирландские, цыганские и другие фольклорные направления. Часть средств на спектакль собирали краудфандингом – после пандемии у театра не было денег на постановку.
Куклы и эксперименты
В номинации «Лучший кукольный спектакль» соревнуется восемь постановок. Самое неожиданное имя среди претендентов – Тимур Бекмамбетов, режиссер, работающий в Голливуде и известный страстью к новациям, дебютировал (в дуэте с Анной Викторовой) с постановкой кукольного спектакля. И сразу успешно. Постановка Театра наций «Ходжа Насреддин» вошла сразу в три номинации – как лучший кукольный спектакль, лучшая режиссерская работа в этом жанре, лучшая работа художника. Стоит отметить, что история Ходжи Насреддина, философская притча и восточный роуд-муви в минималистичных декорациях, – это первая кукольная постановка Театра наций.

Татарский театр кукол «Экият» претендует на премию со спектаклем «Люди» – актеры, управляя куклами, сделанными из картофелин, разыгрывают жуткую драму татарской семьи, столкнувшейся с голодом 1921 г., когда за одну зиму татарское население сократилось на четверть.
В «Эксперименте» 10 спектаклей. Тему самоидентичности продолжает исследовать документальный спектакль «Чын татар» («Настоящий татарин/татарка»). Все участники спектакля – непрофессиональные актеры, которые рассказывают собственные истории и пытаются найти ответ на вопрос «Что значит быть настоящим татарином?».
Наибольший интерес столичной публики, если судить по росписи, привлекла новосибирская постановка «Общее место» Полины Кардымон и Элины Куликовой. Всего она будет показана в Москве 40 раз, ни у какого другого спектакля «Золотой маски» в этом году больше нет такой росписи. Все события, персонажи и декорации «Общего места» помещены в бумажную книгу. На ее страницах размещаются тактильно ощутимые тропы, которые зритель сможет пройти в любое удобное ему время и в любом удобном месте.
Аудиальный перформанс «Коромысли [сыра земля]» новосибирской «Лаборатории современного искусства» обращается к экзистенциальным вопросам и обрядам русской традиции. Иммерсивный спектакль Театра взаимных действий «Университет птиц» предлагает зрителю принять участие в литургии по исчезнувшим видам птиц, посетить урок птичьего языка, примерить крылья и полетать.
В подготовке статьи принимала участие Галина Казакулова