Российские кинохиты возвращаются на экраны
«Бэтмена» и «Соника» заменят «Батя», «Холоп» и новые отечественные фильмыКрупнейший прокатчик российских фильмов «Централ партнершип» (ЦПШ) пересмотрит график премьер отечественных фильмов и выпустит раньше те, которые будет возможно. Об этом сообщил «Ведомостям» гендиректор ЦПШ Вадим Верещагин. По словам Верещагина, в частности, дату премьеры на более раннюю уже поменял фильм «Хочу замуж». Эта комедия с Милошем Биковичем и Кристиной Асмус, созданная при поддержке Минкультуры, выйдет в прокат уже 3 марта. Также, по словам Верещагина, ЦПШ вернет в прокат отечественные кинохиты – «Холопа» (сборы в России – более 3 млрд руб. – здесь и далее ЕАИС государственного Фонда кино), «Движение вверх» (сборы – 2,94 млрд руб.), «Батю» (сборы – 506,7 млн руб.) и др.
«Задача – поддержать российский кинопрокат, дать ему удержаться на плаву», – пояснил гендиректор ЦПШ.
В настоящее время новый график кинотеатральных релизов на март меняется в реальном времени, сообщили «Ведомостям» в Минкультуры, которое выдает прокатные удостоверения на фильмы. «И мы, конечно, поддерживаем решение дистрибьюторов о сдвиге релизов российских фильмов на более ранние даты», – отметила глава департамента кинематографии Минкультуры Светлана Максимченко.
1 марта голливудские студии The Walt Disney, Warner Bros., Sony и Paramount приостановили выпуск в российском кинопрокате своих фильмов. Среди отмененных кинопремьер – «Бэтмен» (премьера была запланирована на 2 марта), «Морбиус» (24 марта), «Соник-2» (31 марта), мультфильм Pixar «Я краснею» (10 марта). Именно зарубежные фильмы, а в первую очередь – Голливуд, составляют сейчас основу экономики российского кинопроката. Так, по данным государственного Фонда кино, по итогам 2021 г. на их долю пришлось 74,4%, в допандемийном 2019 году этот показатель составлял почти 78%. Российский кинопрокат еще не восстановился после пандемии: в 2021 г. бокс-офис составил почти 41 млрд руб., что на 26,6% меньше, чем по итогам 2019 г.
Свое решение мейджоры объяснили ситуацией на Украине, где Россия с 24 февраля проводит военную спецоперацию, а также последовавшими за этим событиями, которые характеризуют как «гуманитарный кризис». Это следует из официальных заявлений студий, размещенных в Twitter и на страницах профильных западных изданий – The Hollywood Reporter, Deadline. Однако официальных уведомлений от российских офисов и прокатчиков, представляющих эти студии в России, в кинотеатры пока не поступало, рассказал «Ведомостям» гендиректор объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин.
Потери российских кинотеатров в марте 2022 г. из-за отмены голливудских блокбастеров могут составить порядка 5 млрд руб., оценивает главный редактор отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев. В случае, если политика отмены в отношении России как территории будет действовать в течение длительного срока, это, как считает Нечаев, может грозить существенным сокращением кинопроката как в денежном выражении, так и с точки зрения количества участников этого рынка.
С учетом фактора пандемии коронавируса и действующих ограничений на посещение киносеансов сборы этих фильмов и, соответственно, выпадающие доходы кинотеатров составляют порядка 3 млрд руб., говорит гендиректор киносети «Премьер-зал» Владимир Петелин. Более ранний выход российских релизов и повторный прокат кинохитов, как считает он, на какой-то период поддержит кинотеатры.
«К примеру, в январе – марте 2021 г., когда «включили» российское кино, вышло довольно много достойных отечественных фильмов – «Конек-горбунок» (сборы почти 1,2 млрд руб.), «Батя». Но вопрос – что показывать дальше. Остается надеяться, что к тому времени ситуация с зарубежными релизами разрешится», – резюмировал Петелин.
Расширение предложения со стороны российских продюсеров и прокатчиков увеличит ассортимент, но панацеей для кинотеатров в широком смысле этого слова не является, говорит Васясин из объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино»: «Это поддерживающая мера, но не решение проблемы».