Совладельцы Globaltrans инвестировали в онлайн-школы для дизайнеров и коучей

Деньги пойдут на сделки M&A и зарубежную экспансию компании Ultimate Education
Luisella Planeta / PIXABAY
Luisella Planeta / PIXABAY

Образовательный холдинг Ultimate Education закрыл инвестиционный раунд на 500 млн руб., сообщил «Ведомостям» его управляющий директор Никита Подлипский. Участниками раунда стал венчурный фонд Vershina Capital, а также Никита Мишин и Константин Николаев, которые являются совладельцами оператора железнодорожных перевозок Globaltrans. Каждый из инвесторов по итогам раунда получил в холдинге долю 10%.

Мишин и Николаев на момент публикации не ответили на запрос «Ведомостей». Vershina Capital решил проинвестировать в Ultimate Education, потому что бизнес холдинга динамично растет – даже в условиях сильной конкуренции со стороны больших игроков, таких как компании холдинга Skillbox, «Яндекс.Практикум», «Нетология», заявил «Ведомостям» основатель и управляющий партнер Vershina Capital Андрей Батанов.

По итогам 2021 г. выручка холдинга увеличилась в 2 раза до 700 млн руб., рассказал «Ведомостям» Подлипский. Выручка топ-100 компаний EdTech-рынка в III квартале 2021 г. составила 19,2 млрд руб., что на 90,8% больше, чем за указанный период годом ранее. Данных за весь 2021 год пока нет.

Часть средств, привлеченных в рамках раунда, направлена на сделки и выкуп долей в действующих EdTech-активах холдинга, говорит Подлипский. Сейчас в состав Ultimate Education входит пять нишевых EdTech-компаний на рынке дополнительного профессионального образования. У образовательного холдинга контрольная доля в онлайн-школе дизайна и иллюстрации Bang Bang Education (90%) и центре обучения маркетингу MAED Academy (50,1%). Также Ultimate Education принадлежит 49% в онлайн-школе бизнес-образования в индустрии моды Fashion Factory, 45% в школе по созданию компьютерных игр XYZ School и 30% в проекте по обучению психологов и коучей Psychodemia. Во всех этих компаниях холдинг получил опцион на выкуп контрольной доли. В январе холдинг также приобрел долю в индонезийской онлайн-школе Genius Education.

Действующие лица

Холдинг Ultimate Education – проект фонда Ultimate Capital, одно из инвестиционных направлений которого – EdTech-компании. Управляющими партнерами фонда являются Андрей Кондратюк (ранее работал инвестиционным банкиром в JPMorgan, Deutsche Bank и VTB Capital) и Евгений Зальцман, выходец из инвестиционной компании Marathon Group Александра Винокурова, зятя министра иностранных дел России Сергея Лаврова, и Сергея Захарова. У Ultimate Capital также есть доля 5,7% в другом крупном образовательном проекте – Skillbox Holding Limited, куда входят онлайн-школы Skillbox, Geekbrains и Skillfactory. В рейтинг EdTech-компаний Smart Ranking за III квартал 2021 г. вошли два проекта Ultimate Education: Bang Bang Education занимает 44-е место (выручка за III квартал – 59 млн руб.), XYZ School – на 53-м месте (50,5 млн руб.). 
EdTech-компании – одно из ключевых инвестиционных направлений венчурного фонда Vershina Capital. Его основателями являются бывший генеральный директор телекоммуникационной компании NetByNet (входит в группу «Мегафон») Андрей Батанов и генеральный директор юридической компании Jus Privatum Владимир Скрынник. Кроме Ultimate Education фонд инвестировал в экосистему обучающих мобильных приложений для детей IntellectoKids (54-е место в Smart Ranking по итогам III квартала 2021 г.), финансовый онлайн-университет SF Education (63-е место) и глобальную школу по изучению английского для детей All Right. 

Часть средств, по словам Подлипского, будет направлена на развитие действующих активов и сделки M&A. Уже сейчас холдинг рассматривает 2–3 новых проекта для покупки в нишах, не пересекающихся с имеющимися школами, говорит топ-менеджер. «Еще одним важным направлением для вложения денег является зарубежная экспансия. Приоритетный регион для масштабирования холдинга – Юго-Восточная Азия», – отмечает Подлипский.

EdTech-рынок находится на ранней стадии развития в отличие, например, от e-commerce и он перспективен и привлекателен для инвесторов, в том числе непрофильных, говорит аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергей Либин. В 2021 г. на российском EdTech-рынке было заключено 19 сделок (данные по которым раскрывались) на общую сумму более $170 млн, следует из данных Smart Ranking. Крупнейшая – $50 млн – приобретение доли (ее размер не раскрывался) в платформе онлайн-курсов GetCourse фондом Winter Capital (ключевой инвестор фонда – «Интеррос» Владимира Потанина) совместно с инвестбанком Goldman Sachs и фондом Baring Vostok.

Непрофильным инвесторам рынок EdTech действительно интересен, потому что он является быстрорастущим и будет оставаться таковым еще несколько лет, согласна с Либиным гендиректор EdTech-компании «Нетология» Марианна Снигирева: «Но рынок уже в какой-то мере перегрет крупными игроками, поэтому новым инвесторам, может быть, уже поздно заходить на него».

Снигирева при этом сомневается, что стратегия покупки нишевых образовательных проектов холдингом позволит Ultimate Education выйти в лидеры. Строить масштабную компанию за счет нишевых проектов сложно: продвигать каждый из брендов параллельно дорого, долго и не всегда эффективно, поясняет она. При этом зарубежную экспансию, в частности рынок Юго-Восточной Азии, Снигирева считает перспективной: «Там ожидается высокий спрос на специалистов из digital-сфер».

Основатель агентства Smart Ranking (выпускает EdTech-рейтинг) Дарья Рыжкова, напротив, считает заход на рынок EdTech и развитие через сделки M&A «разумной стратегией»: «Ultimate Education в первую очередь интересуется проектами с сильными отраслевыми коммьюнити, такими как сообщество дизайнеров у Bang Bang Education. Что разумно: рост стоимости привлечения клиентов становится самой острой проблемой для EdTech-бизнеса. Поэтому большие лояльные клиентские базы, которые холдинг получает в результате этих сделок, это ценный актив».

Luisella Planeta / PIXABAY