Сергей Жигунов судится за идею

Российское законодательство защищает только произведение целиком
Продюсер Жигунов отказался комментировать «Ведомостям» подачу иска к «Амедиа продакшн»
Продюсер Жигунов отказался комментировать «Ведомостям» подачу иска к «Амедиа продакшн» / Сергей Фадеичев / ТАСС

Иск к кинокомпании «Амедиа продакшн» поступил в Арбитражный суд Москвы, следует из картотеки арбитражных дел. Истец – компания «Студия 7», по данным СПАРК, на 100% принадлежит российскому актеру и продюсеру Сергею Жигунову. Сумма исковых требований – 14 млн руб. Третьим лицом к делу привлечен «Первый канал». Очередное заседание назначено на середину февраля.

Продюсер Жигунов отказался комментировать «Ведомостям» подачу иска к «Амедиа продакшн». Но в самой кинокомпании сообщили, что иск касается возмещения убытков, якобы возникших после разрыва контракта на производство сериала «В парке Чаир», который предполагалось создать для «Первого канала». Представитель телеканала не ответил на запрос об исках к «Амедиа продакшн».

Идею этого проекта Жигунов предложил кинокомпании еще в 2018 г., новый сериал хотели делать по уже написанному на тот момент проекту сценариста Елены Ласкаревой (участвовала в создании сценария сериала «Кармелита. Цыганская страсть»), рассказал представитель «Амедиа продакшн».

«Тогда продюсер продал кинокомпании исключительную лицензию на указанный сценарий и права на некоторые сценарные материалы, принадлежавшие его собственной компании «Студия 7», – отметил он.

Кто такой Сергей Жигунов

Сергей Жигунов – российский актер, режиссер и продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации. Широкую известность получил после фильмов «Сердца трех», «Гардемарины, вперед!», «Королева Марго», а также телесериала «Моя прекрасная няня». В 2021 г. стал советником по культуре председателя партии «Новые люди» Алексея Нечаева.

По его словам, стороны тогда заключили контракт на производство сериала для «Первого канала», но канал впоследствии не утвердил этот сценарий и проект был заморожен, а контракт с компанией Жигунова расторгнут. В 2021 г. «Амедиа продакшн», «обладая всеми правами на сценарные материалы проекта «В парке Чаир», в очередной раз переработала сценарий без привлечения Сергея Жигунова», добавил представитель компании.

После этого компания Жигунова «Студия 7» и подала иск, в котором потребовала компенсации убытков, якобы понесенных после расторжения контракта с кинокомпанией, говорит ее представитель. «Амедиа продакшн» категорически отрицает обоснованность иска, поданного в Арбитражный суд Москвы, поскольку никаких убытков компании г-на Жигунова не причиняла, а договор между «Амедиа продакшн» и «Студией 7» был расторгнут на подготовительном периоде производства проекта по решению обеих сторон с полным урегулированием всех взаимоотношений и прекращением всех обязательств по договору», – резюмировал представитель «Амедиа продакшн».

Это уже второй иск Жигунова к «Амедиа продакшн» о защите авторских прав. С сентября 2021 г. актер и продюсер лично судится с компанией в Лефортовском районном суде Москвы, требуя признания себя соавтором сценария «В парке Чаир» и запрета для «Амедиа продакшн» на создание сериала. Очередное заседание по этому иску состоится 8 февраля. Жигунов также не прокомментировал детали этого иска.

«В иске г-н Жигунов утверждает, что еще до приостановки производства сериала он проводил встречи с нашими сценаристами, делился с ними своими соображениями по сюжетным линиям, какими-то идеями, и поэтому считает, что является одним из авторов сценария», – продолжает представитель «Амедиа продакшн».

В кинокомпании удивлены претензиями Жигунова, исходя из того что законодательство об авторских и исключительных правах охраняет именно произведения целиком, а не их идеи, сюжетные ходы и т. п. Если какой-либо композитор или художник дает мастер-классы, делится своими идеями и наставлениями со студентами, он не считается соавтором их произведений, полагают в «Амедиа продакшн». «Соответственно, уважаемый деятель кино может сколь угодно долго и подробно вести беседы с группой сценаристов, делиться мыслями, наставлениями, рекомендациями, инструкциями – конечный сценарий все равно будет принадлежать перу сценаристов», – резюмировал представитель «Амедиа продакшн».

Шансы выиграть у Жигунова есть, полагают опрошенные «Ведомостями» юристы. Если в «Амедиа продакшн» используют этот сценарий (переданный в рамках расторгнутого контракта), не получив от правообладателя разрешения, «то, конечно, они нарушили права и с них, скорее всего, будет взыскана компенсация», говорит патентный поверенный, управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.

«В этом случае Жигунов может претендовать на право авторства в отношении нового сценария», – согласна с коллегой адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова. Что касается иска именно о взыскании компенсации от расторгнутого контракта, то его перспективы зависят от того, какие права и обязанности в этом контракте закреплены, насколько контракт исполнен и есть ли убытки у истца в связи с его расторжением, добавила она.

В то же время обычно суды взыскивают небольшую компенсацию, которая зачастую несоизмерима с реальным размером ущерба от незаконного использования, отметил Зуйков. «Есть, коне чно, курьезные случаи, наподобие иска компании Endemol к «Первому каналу» о нарушении прав на программу «Точь-в-точь». Испанцам отказали в иске, так как они обратились за защитой прав на так называемый формат, а в России нет такого объекта прав, как формат», – подытожил юрист.