Кино все меньше в телевизоре

Крупнейшие телеканалы замещают его собственными сериалами и шоу
Крупнейшие российские телеканалы за последние пять лет лет сократили показ кинофильмов, которые зрители все активнее смотрят онлайн
Крупнейшие российские телеканалы за последние пять лет лет сократили показ кинофильмов, которые зрители все активнее смотрят онлайн / Максим Стулов / Ведомости

«Ведомости» проанализировали данные исследовательской компании Mediascope по показам и просмотрам различных жанров программ с 2017 г. Как следует из них, если в 2017 г. кинофильмы составляли порядка 14,9% от всего вещания крупнейших федеральных телеканалов, то к 2021 г. эта цифра сократилась до 11,8%. Количество отведенного в сетках вещателей времени под телесериалы на фоне этого, напротив, росло: если в 2017 г. показ этой категории составлял 21,4% всего вещания телеканалов, то в 2021 г. рост составил уже более 2 процентных пунктов, 23,3% вещания. Также вырос показ и развлекательных программ – если в эфире 2017 г. они занимали порядка 15% вещания, то по итогам 2021 г. эта цифра составила уже 18,1%.

Тренд роста показа сериалов и развлекательных шоу на фоне сокращения показа кинофильмов «Ведомостям» подтвердили в «СТС медиа», «Газпром-медиа» и НТВ. «Мы, как холдинг, эту тенденцию замечаем и, более того, ей всячески содействуем, развивая собственное производство на всех своих каналах», – сообщил «Ведомостям» представитель «СТС медиа» (телеканалы СТС, «Домашний», «Че» и др.). Сериалов и телешоу на телевидении становится все больше, потому что они являются эксклюзивным контентом канала (в то время как кино таковым не является) и он более востребован у телезрителей, добавил представитель «Газпром-медиа» (телеканалы ТНТ, «Пятница!», НТВ, ТВ3 и др.).

Объем развлекательных программ на НТВ сейчас составляет порядка 20% всего времени вещания, и канал увеличивает долю праймовых шоу. «Это связано с ростом зрительского интереса, отражение которого мы видим в хороших медиапоказателях», – отметил генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн. В то же время доля киноконтента на телеканале традиционно низкая – в среднем она составляет 4–5% в год от общей длительности вещания.

Телеканалы запускают новые линейки больших семейных шоу и сериалов, добавляют представители медиахолдингов. СТС, например, в прошлом году стал показывать большие семейные шоу с 20.00, тогда как ранее в это время в эфир выходили фильмы, продолжил представитель «СТС медиа». ТНТ же, по словам представителя «Газпром-медиа», изменил подход к программированию, сделав еще больший упор на юмористические шоу и комедийные сериалы.

Аудиторные показатели лучших фильмов и сериалов сопоставимы. В числе самых популярных фильмов традиционные для новогоднего показа комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и «Бриллиантовая рука» – их средняя доля среди россиян старше четырех лет, проживающих в крупных городах (здесь и далее данные приводятся в этой аудитории), составила 20,3 и 20,4% соответственно, следует из расчетов холдинга ВГТРК данных Mediascope. Это означает, что эти фильмы, показанные в эфире «Первого канала» и «России 1» 31 декабря, смотрела примерно пятая часть всех телезрителей, у которых в тот момент был включен телевизор. Лидером среди кинофильмов, телепремьера которых состоялась в 2021 г., стала семейная приключенческая драма «Пальма», ее средняя доля составила 22,1%. Аналогичный показатель и у самого популярного сериала прошлого года – нового сезона популярного комедийного сериала «Сваты 7». Самым популярным шоу 2021 г. стал второй сезон «Маски»: средняя доля всех эпизодов передачи, выходившей в эфире телеканала НТВ в марте – мае 2021 г., составила 19,5%.

Однако и кино, и сериалы зрителям удобнее смотреть без привязки к конкретному времени показа, добавляет Елена Крылова, директор по проектам исследовательской компании «ТМТ консалтинг». Поэтому аудитория, ориентированная на просмотр этого типа контента, перетекает в онлайн-кинотеатры. Кроме того, последнее время, особенно с началом пандемии, крупные зарубежные премьеры появляются преимущественно как раз на онлайн-площадках. Также видеосервисы сейчас предлагают много качественных зарубежных и отечественных сериалов, которые также привлекают зрителя, добавляет Крылова.

В результате, как следует из данных Mediascope, с 2017 г. зрители в целом стали меньше смотреть телевизор. Если пять лет назад просмотр фильмов, сериалов и передач собирал у экранов в среднем 16,3% россиян, то в 2021 г. этот показатель снизился до 14,1%. Исходя из этих данных, с 2017 г. телесмотрение сократилось на 13,2%, отмечает Дмитрий Колесов, заместитель гендиректора аналитической компании MediaHills.