Рекламу спиртного не удалось приравнять к детскому порно

Законопроект Милонова о внесудебной блокировке сайтов, продвигающих алкоголь, скорей всего, отклонят
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Госдума рассмотрит 18 января на пленарном заседании внесенный в апреле 2021 г. законопроект депутатов от фракции «Единая Россия» Виталия Милонова и Владимира Афонского (занимал должность депутата до середины прошлого года, не был избран в действующий VIII созыв) о внесудебной блокировке сайтов с рекламой алкоголя, указано в повестке к заседанию. Вероятнее всего, он будет отклонен: правительство составило отрицательный отзыв на законопроект, также не стал поддерживать инициативу и профильный комитет по информтехнологиям, следует из материалов законопроекта на сайте Госдумы.

«Инициатива дублирует текущее правовое регулирование отрасли и до конца технически не проработана. Законопроект был внесен еще предыдущим созывом, и согласно регламенту Госдумы будет предложен к отклонению по упрощенной процедуре», – сообщил «Ведомостям» депутат фракции «Единая Россия» Сергей Боярский, первый заместитель председателя комитета по информтехнологиям.

Легальная реклама алкоголя в России практически запрещена, обращает внимание юрист юридической службы Amulex Екатерина Попова. Законопроект Милонова, однако, был направлен на борьбу с нелегальными сайтами по продаже алкоголя. Рынок продажи алкоголя в интернете (нелегален в России. – «Ведомости») продолжает расти, и в целом реклама алкоголя в сети «не сводится к распространению информации о возможности его приобретения дистанционным способом». Поэтому авторы законопроекта предложили добавить в статью закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которая перечисляет сведения, подлежащие внесудебной блокировке, пункт «информация, содержащая рекламу алкогольной продукции». Среди уже имеющихся в этом перечне видов информации перечислены детское порно, сведения о местах и способах получения или изготовления наркотиков, вовлечение детей в противоправную деятельность и т. п.

Приравнять рекламу алкоголя к детскому порно не удалось. Как отмечается в отзыве правительства, действующее законодательство уже подразумевает ограничение доступа к сайтам с дистанционной продажей алкоголя. «В связи с этим предлагаемое изменение приведет к необоснованному дублированию» запретов и к неоднозначному трактованию в действующей практике, отмечается в отзыве. Также, как обратили внимание в правительстве, законопроект Милонова и Афонского не учитывает положений действующего закона «О рекламе», частично разрешающих рекламу вин из российского винограда.

Использовать рекламу в СМИ для продвижения своей продукции могут не более десятка отечественных производителей вина, говорит партнер консалтинговой компании Double Magnum Wine Consulting Андрей Григорьев. Речь идет о крупных структурах, оборот которых достигает 60 млн бутылок в год. К таким компаниям эксперт отнес «Кубань-вино», «Фанагорию», «Абрау-Дюрсо» и др. Но в силу того, что реклама на телевидении и радио разрешена только в ночное время, если продвижение в СМИ и используется, то только в печати, добавил он. В основном же виноделы прибегают к продвижению своей продукции в соцсетях, в интеграциях у крупных блогеров и селебрити и др.

Но даже такой тип продвижения при запрете рекламы алкоголя в интернете может быть истолкован как реклама, обращает внимание Виолета Родионова, директор управления рисками в области рекламы и медиа «Делойт» в СНГ. Она относит подобные способы продвижения к «неопределенным ситуациям», наряду с sms-рассылками.

Также нужно учитывать тот факт, что само по себе принятое сейчас в России юридическое определение рекламы как «информации, распространенной любым способом, в любой форме, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования», разрабатывалось еще до активного развития интернет-сайтов, поэтому под его описание сегодня можно отнести и все сайты производителей алкоголя, а также магазины по его продаже, обращает внимание вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. Поэтому, если и инициировать изменения в законодательстве, следует начать с реформирования самого определения рекламы, считает эксперт.

Депутат Милонов сообщил «Ведомостям», что не получил от комитета по информтехнологиям замечаний по своему законопроекту и пока не ознакомился с отзывом правительства, отказавшись от дальнейших комментариев по законопроекту.