Издатели книг пожаловались ЦБ и МВД на p2p-переводы

Они требуют усилить контроль за денежными транзакциями на пиратских сайтах
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Российский книжный союз (РКС) в конце декабря направил обращения на имя председателя Центрального банка Эльвиры Набиуллиной и министра внутренних дел Владимира Колокольцева с просьбой ограничить доступ к банковской инфраструктуре пиратским сайтам и создать экспертную группу для борьбы с их экономическими преступлениями. В группу предлагается включить представителей ЦБ, МВД, ФНС и правообладателей. «Ведомости» ознакомились с копиями обращений, их подлинность подтвердила исполнительный директор РКС Елена Старостина.

Нелегальные ресурсы научились обходить запрет на обслуживание счетов банками и продавать цифровые копии книг через серые платежные системы без удержания налогов, следует из текста обращения. При этом такие системы, как правило, не имеют юридического лица и лицензии ЦБ на организацию денежных переводов. В своем обращении президент РКС Сергей Степашин не раскрыл детали, о каких именно сайтах идет речь. Но Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете (представляет интересы крупных российских издательств – АСТ, «Эксмо», «Альпина», МИФ, «Азбука-Аттикус» и др.), уточнил, что «квазиплатежными системами» активно пользуются, например, сайты-складчики, которые продают абонементы для доступа к пиратскому контенту (электронным книгам, фильмам, онлайн-курсам) в разы дешевле, чем на легальных ресурсах. По его словам, сейчас действует около 10 крупных сайтов, в их числе Sharewood и «Складчик».

Есть два наиболее распространенных варианта взаимодействия пиратов, квазиплатежных систем и пользователей. Первый связан с использованием карт дропов (подставных физлиц), поясняет основатель платежной системы СhronoPay Павел Врублевский. Сначала сайт договаривается с представителями серого платежного сервиса о размещении платежной формы, которая для обычного пользователя неотличима от легальной. Когда потребитель вводит в эту форму данные своей карты для покупки незаконных копий электронных книг, сервер квазиплатежной системы автоматически переносит информацию в форму p2p-перевода (от физлица физлицу) на сайте банка. А затем под видом сведений о получателе средств система вносит данные карты дропа. Сервер банка не считывает ничего подозрительного, так как видит стандартную ситуацию: человек хочет сделать денежный перевод другому физлицу. Поэтому во время транзакции банк отправляет пользователю sms-запрос о подтверждении операции. Потребитель покупает книгу и вводит код из sms, при этом деньги с его карты перечисляются на карту дропа. Позднее подставное физлицо перенаправляет полученные средства владельцу пиратского сайта. По схеме p2p-переводов работает, например, заблокированный Роскомнадзором сайт для покупки инфопродуктов «Складчик», убедился корреспондент «Ведомостей».

Существует и другая схема, в которой деньги перечисляются иностранному банку, говорит Рябыко. Так, при оплате товара на сайте Sharewood покупатель вводит данные карты в форму платежной системы Free-Kassa, затем в 3-D Secure вводит код подтверждения операции от банка. После завершения транзакции покупатель может найти в ее параметрах BIN-номер банка-получателя (идентификационный банковский номер), которым в случае с Sharewood является американский банк River Valley Credit Union.

Скрытые переводы с карты на карту опасны для покупателя, отмечается в обращении РКС. Если пиратский сайт после перевода средств не откроет доступ к приобретенным книгам, потребитель не сможет запросить отмену транзакции через свой банк: механизм возврата средств для переводов с карты на карту не предусмотрен.

В РКС уверены, что количество преступлений с серыми платежными системами снизилось бы, если бы банки технически ограничили для пиратов использование своей платежной инфраструктуры. Но пока «прямые обращения в банки по указанным случаям, к сожалению, не приводят к пресечению противоправной деятельности», указано в обращении союза к Набиуллиной и Колокольцеву.

Триллионы граждан

По данным ЦБ, за девять месяцев 2021 г. граждане России перевели друг другу с карты на карту около 42,5 трлн руб. В декабре 2021 г. ЦБ разослал кредитным организациям новую форму отчетности о денежных переводах между физическими лицами: теперь в целях борьбы с онлайн-казино, криптообменниками и бизнесом, принимающим оплату на личные карты, регулятор будет запрашивать информацию у банков обо всех p2p-транзакциях, в том числе персональные данные получателей и отправителей денежных средств.

Владельцы платежных систем, действующие без лицензии ЦБ, должны привлекаться к уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность и за содействие в легализации доходов, полученных от продажи пиратского контента, именно поэтому одно из обращений было адресовано главе МВД, поясняет Рябыко. Ежегодный оборот подобных сайтов-складчиков, по его оценке, составляет от 50 до нескольких сотен миллионов рублей в год. От ЦБ книжники ожидают ужесточения регулирования банков, в том числе штрафов за обслуживание счетов, на которые поступают деньги от продажи пиратского контента, резюмировал Рябыко.

Подмена платежной операции на нелегальный перевод с карты на карту – довольно распространенная практика, знает директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова. Такие технологии используют, например, интернет-мошенники, пиратские сайты, криптообменники. Она также отмечает, что, хотя банки и вкладывают огромные средства в системы мониторинга нелегальных платежных операций, они не способны заменить собой институты и механизмы борьбы со всеми субъектами незаконной деятельности – от мошенников до пиратов. По словам эксперта, существуют и правовые сложности: сейчас у банков нет возможности обратиться в суд по вопросу блокировки тех сайтов, на которых он выявляет незаконное использование своих технологий.

Для борьбы с нелегальными card2card-переводами банки устанавливают на сайтах и в приложениях жесткие лимиты, которые иногда удивляют даже законопослушных клиентов, говорит Врублевский. Но, как он утверждает, все ограничения серые платежные системы могут обойти, увеличив количество банков, через которые они перегоняют деньги потребителей. Настоящую проблему эксперт видит в том, что в России разрешен слишком большой спектр переводов между физлицами. Так, в нашей стране представители малого бизнеса могут не оформлять официальные, задокументированные платежи, облагаемые налогом, а совершать и принимать переводы с карты на карту. «Вероятно, государство не хочет злить людей налогами, но именно эта лазейка позволяет нелегальным сайтам проводить незаконные транзакции под видом легальных в огромных количествах», – утверждает Врублевский. Он считает, что система p2p-переводов требует серьезного реформирования. Нужно обязать граждан четко указывать причину перевода денег на карты других физлиц, а малый бизнес – подтверждать все платежные операции документами, уверен Врублевский.

Вряд ли государство будет отслеживать нелегальные p2p-переводы пиратов – создание отдельной системы мониторинга серых транзакций обойдется очень дорого, говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян. По мнению эксперта, единственный выход для представителей книжного рынка – самостоятельно инициировать уголовные дела, связанные с нарушением авторских прав. «Если они будут готовы этим заниматься, то есть вероятность, что количество незаконных платежных операций на пиратских сайтах снизится», – предполагает Казарян.

«Ведомости» направили запрос в ЦБ, МВД и топ-15 банков по размеру средств граждан. ЦБ и МВД на момент публикации не ответили на запрос. Так же поступило и большинство банков, свои комментарии предоставили только Райффайзенбанк и «Банк Открытие».

«Из-за популярности p2p-переводов среди мошенников в 2021 г. они были отключены на сайте для пользователей, не являющихся клиентами банка», – говорит руководитель отдела противодействия кибермошенничеству Райффайзенбанка Александр Мотичев. Он также добавляет, что для полного решения проблемы банкам необходимо исключить проведение p2p-переводов без идентификации отправителя и получателя и скорректировать процесс проведения таких операций, в том числе на стороне платежных систем.

В пресс-службе «Банка Открытие» отмечают: когда банк выявляет факт использования своей инфраструктуры представителями теневого сектора экономики, он реализует меры реагирования для пресечения этой деятельности, а также оказывает содействие «компетентным органам и участникам расчетов» для решения проблемы.

В подготовке статьи принимал участие Вадим Арапов