Федор Бондарчук стал генпродюсером «НМГ студии»

Компания планирует более чем в 5 раз увеличить выпуск сериалов
Срок и условия контракта Бондарчука стороны не раскрывают
Срок и условия контракта Бондарчука стороны не раскрывают / Национальная Медиа Группа

«Национальная медиа группа» (НМГ) меняет структуру управления своей контентной «дочкой» – «НМГ студией», сообщили «Ведомостям» в самом холдинге. У студии появился генпродюсер, этот пост занял режиссер и давний партнер холдинга Федор Бондарчук. НМГ и Бондарчук являются совладельцами кинокомпании Art Pictures Studio и студии – производителя сериалов Art Pictures Vision. Срок и условия контракта Бондарчука стороны не раскрывают.

Гендиректором «НМГ студии» станет продюсер Дмитрий Табарчук, бывший партнер Бондарчука по Art Pictures Vision (ему принадлежало 10%, этот пакет был выкуплен НМГ). Как продюсер он известен по сериалам СТС «Молодежка», «Дылды», «Родком». Еще один экс-акционер Art Pictures Vision – Вячеслав Муругов (ему также принадлежало 10%) участвовал в создании «НМГ студии» и стал ее президентом. В связи с новым этапом развития студии и изменением ее структуры этот пост решено упразднить, пояснил сам Муругов. Но, как отметили в НМГ, студия продолжит работу в составе кластера «НМГ развлекательное телевидение», которым руководит заместитель гендиректора холдинга по развлекательному телевидению Муругов.

Ранее «НМГ студия» выпускала в основном кинофильмы, среди которых «Лед-2», «Вторжение» и др., теперь в фокусе студии контент для интернет-платформ. Переориентация производства «НМГ студии» на выпуск проектов для цифровой среды, как отмечает топ-менеджер НМГ, связана с падением кинопроката в 2020 и 2021 гг. из-за пандемии и ограничений на посещение кинотеатров. По итогам 2020 г. российский бокс-офис, по данным государственного Фонда кино, рухнул на 58,8% до 22,8 млрд руб. При этом совокупная выручка онлайн-кинотеатров за 2020 г. показала рекордный рост – на 66% до 27,8 млрд руб., следует из данных исследовательской компании «ТМТ консалтинг». Активный зрительский спрос сместился в цифровую среду, такая стратегия оправданна, полагает руководитель центра исследований Института кино ВШЭ Олег Иванов.

Чем известна «НМГ студия»

«НМГ студия» была запущена осенью 2018 г. для инвестиций в кино и сериалы. Ее единственным владельцем является «Национальная медиа группа». За время существования компании на ее базе был создан продюсерский хаб, объединивший девять активов холдинга. Были приобретены доли в Art Pictures Studio, студии «Водород», Art Pictures Vision, KeyStone Production, анимационной студии «Метрафильмс». Также были созданы совместные предприятия Star Media Vision (со Star Media) и Mars Media Vision (с «Марс медиа энтертейнментом»). В этом году «НМГ студия» заключила эксклюзивный контракт с режиссером популярной кинофраншизы «Горько!» Жорой Крыжовниковым, а также договоры приоритетного предложения (first look deal) с продюсером, сценаристом и режиссером Ильей Куликовым (известен по сериалам «Полицейский с Рублевки», «Перевал Дятлова», «Мылодрама» и др.) и студией «Видеопрокат», одним из основателей которой является сын Федора Бондарчука.

С 2019 г., когда НМГ запустила собственный видеосервис more.tv, студия занялась созданием сериалов и для интернета. За последние два года вместе с партнерами она выпустила шесть таких проектов (два в 2020 г. и четыре в 2021 г.), среди них, например, сериал «Чики», отметил Муругов. Теперь производство сериалов «НМГ студией» должно увеличиться в разы: в 2022 г. планируется выпустить более 20 сериалов, приоритетно – для интернет-платформ. Создание новой структуры управления производством контента и увеличение его производства «НМГ студией» отвечает стратегическим задачам НМГ, прокомментировала изменения гендиректор «Национальной медиа группы» Светлана Баланова. «Силами тех контентных активов и творческих единиц, которые уже есть у студии, задача выпустить более 20 сериалов в год, очевидно, выполнима», – убежден главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев.

Действительно, кратный рост объемов производства контента буквально за год не является новостью для российского рынка. Если в 2020 г. видеоплатформа Okko (принадлежит Сбербанку) выпустила девять проектов, то в 2021 г. – уже более 25, говорит главный редактор kino-teatr.ru Жан Просянов. Однако это не привело к росту рыночной доли онлайн-кинотеатра: по итогам первого полугодия 2021 г. – при том что рынок вырос на 40% – доходы Okko сократились на 13% и она упала со 2-го на 3-е место, свидетельствуют данные «ТМТ консалтинга».

Только некоторые из проектов Okko – сериалы «Выжившие», «Манюня», «Чикатило» – были на слуху, отмечает Просянов. «Когда платформы стали выпускать много оригинальных сериалов, на какие-то из них (и на этапе производства, и на этапе продвижения) они делают ставку и вкладывают значительные ресурсы, а какие-то рассматривают как проекты, направленные на удержание существующей аудитории, чтобы пользователю было что посмотреть в промежутках между хитами», – резюмирует он.

«Вопрос падения качества контента в онлайне, конечно, стоит: есть ощущение, что чем больше сериалов для онлайна в нашей стране производят, тем больше усредняется их качество. Можно предположить, что контентный комитет «НМГ студии» (в него входят Муругов, Бондарчук, кинорежиссер Жора Крыжовников, известный по фильмам «Горько» и др. – «Ведомости») как раз займется вопросами контроля качества», – полагает Нечаев.

Другой вопрос, отмечает эксперт, способен ли будет зритель воспринять такое количество проектов – о сопоставимых планах на 2022 г. заявляли и другие участники рынка. «Уже сейчас наметилась тенденция к перепроизводству сериальных проектов для наших платформ. Эта проблема пока не стоит остро, но есть ощущение, что после 2023 г. российским продакшнам нужно будет искать дополнительные рынки сбыта для своего контента», – говорит Нечаев.

«Проанализировав, мы сделали ставку на сериалы не только для видеосервиса more.tv, но и для других участников рынка», – заявил Муругов. «НМГ студия» может начать производить сериалы для Okko и видеосервиса Wink, которым управляет партнер НМГ «Ростелеком» (компании на паритетных началах владеют оператором платных каналов «Медиа-телеком»), знают два собеседника «Ведомостей» в этих компаниях и топ-менеджер крупной кинокомпании.